Тариф трафику не указ: повышение цен не разгрузит ЗСД

Автор фото: Тихонов Михаил
Минтранс РФ предложил поднять средний тариф на проезд по платным автодорогам, находящимся в ведении "Автодора". С нынешних средних 3 рублей за километр оплата, по мнению министерства, должна быть увеличена до 5 рублей. Для грузовиков и автобусов тариф может вырасти с 9,5 рубля за километр до 16,25 рубля.
Предложения Минтранса не касаются частных магистралей, в частности Западного скоростного диаметра, которые более самостоятельны в вопросах тарифообразования. Но алгоритм действий у всех одинаков. Сейчас время поднимать цены. Следуя в общем тренде, вчера ЗСД объявил о вводе новой тарифной сетки с 10 ноября.
В среднем стоимость проезда вырастет на 18%. Повышение коснётся только тех, кто пользуется транспондерами, а это 93% от всех передвигающихся по автодороге.
Наверняка часть автомобилистов отнесётся к увеличению стоимости проезда с пониманием. Ведь трафик на ЗСД растёт, на дороге нередко возникают заторы, если часть пользователей предпочтёт платной дороге бесплатную, оставшиеся только выиграют — они доедут до места назначения быстрее.
Впрочем, маловероятно, что нагрузка на магистраль после повышения стоимости проезда снизится. Дорог в городе не хватает, те, что есть, в часы пик задыхаются от потока машин. Если кто–то и захочет сэкономить немного денег, то, постояв пару часов в пробках в центре, решит в следующий раз заплатить. В итоге повышение платы за проезд приведёт лишь к тому, что автомобилисты будут платить за то же самое, но больше. А это вряд ли кому–то понравится.
Дорожная ситуация в городе такова, что год от года можно спокойно повышать тарифы, не опасаясь существенного снижения трафика. Прервать этот цикл можно двумя способами. Первый — развивать общественный транспорт. Если доехать с одного края города до другого быстрее, комфортнее и дешевле будет на метро, трамвае или электричке, а не на машине, то люди предпочтут именно такой способ передвижения. В этом случае повышать тарифы придётся уже с учётом стоимости конкурирующих видов транспорта.
Второй вариант менее оптимистичный. Трафик на автодорогах растёт, когда растёт экономика. Если набравшая приличный темп инфляция не остановится, количество людей, которым надо будет быстро куда–то доехать, начнёт уменьшаться. Им просто некуда будет ездить. Дороги разгрузятся сами собой.