Холдинг Игоря Водопьянова (№ 105 в рейтинге миллиардеров "ДП") потребовал от КГИОП перекроить границы дачи Кушелевых–Безбородко на Свердловской набережной, 40.
11 октября арбитраж принял исковое заявление ООО "Бизнес–парк “Полюстрово”" к комитетам Смольного по имущественным отношениям (КИО) и по охране памятников (КГИОП). Компания требует "обязать Росреестр по Санкт–Петербургу исключить из ЕГРН сведения о территории объекта культурного наследия", а также признать отсутствующим в ЕГРН связанное с этим объектом обременение для принадлежащего фирме участка со стороны Феодосийской ул.
Здесь, к западу от Полюстровского пруда, в соответствии с проектом планировки территории от 2008 года предполагается построить пятиэтажный "объект общественного питания". При этом, по данным геоинформационной системы Петербурга, участок полностью входит в границы объекта культурного наследия "Дача Безбородко А. А. (Кушелевых–Безбородко)".
Так же границы прочерчены и в охранном обязательстве, выданном в августе 2019 года на Полюстровский пруд (он является частью усадебного ансамбля). А новое строительство на территории памятников не допускается.
При этом в выписке из ЕГРН в графе, где указывается, попадает ли участок в границы территории памятника, указано: "данные отсутствуют". Однако наложены "иные ограничения (обременения) прав", которые обозначены как "публичные" (то есть конкретное лицо, в пользу которого они действуют, не указано).
Дача Безбородко была взята под охрану в 2001 году, ещё до разработки ППТ. Однако с 2019 года, после судебного прецедента с усадьбой в Осиновой роще, где собственник успешно оспорил предмет охраны из–за того, что он не проходил антикоррупционную экспертизу, КГИОП стал проводить её при утверждении предметов охраны и границ любых памятников. Теперь ведомство публикует множество проектов таких распоряжений, но границ дачи Безбородко среди них обнаружить не удалось.
"Предполагалось, что раз ППТ утверждён, то после этого будут уточнены границы. Но это сложная задача, и за 12 лет её трудно выполнить", — саркастически заметил Водопьянов. По его словам, компания хочет "не оспорить границы памятника, а установить их и понять, где же они проходят".
Предпринимателю непонятно, "с чего они (КГИОП. — Ред.) решают, что это весь квартал". В частности, бизнесмена интересует, можно ли установить границы памятника так, чтобы в них не входила парковка.
"Мы предполагаем, что во времена Безбородко, который был канцлером Российской империи, там вряд ли парковали его кареты", — добавил Водопьянов.
В КГИОП "ДП" сообщили, что "план границ территории объекта утверждён 30.07.2012. На 2022 год запланировано утверждение границ территории, включающее поворотные точки и графическое описание. ООО "Бизнес–парк “Полюстрово”" полагает, что в настоящее время нормативно–правовой акт об утверждении границ территории отсутствует. Учитывая, что заседание по делу назначено только на 07.12.2021, официальная позиция КГИОП ещё не сформирована. Согласно законодательству, ранее составленные планы границ являются действующими и утверждёнными".
ППТ готовился по заказу ООО "Новый квартал". По данным системы "Контур.Фокус", эта компания с 16 сентября находится в стадии ликвидации. Водопьянов является соучредителем "Нового квартала" (владелец 13,5% долей).
У "Бизнес–парка “Полюстрово”" с Водопьяновым связь прослеживается только косвенная. Например, через Бориса Жукова, который ранее был директором "Бизнес–парка “Полюстрово”", а теперь — ликвидатор "Нового квартала". Формально "Полюстрово" на все 100% принадлежит кипрской компании "Уиндамед инвестментс ЛТД". При этом с конца марта нынешнего года она была заложена в пользу АО "Райффайзенбанк".
Холдинг Водопьянова уже построил в квартале несколько бизнес–центров и жилых домов, а также отреставрировал Пантелеимоновскую церковь и благоустроил территорию. При этом он прорабатывал планы по сносу старинной Полюстровской трамвайной подстанции на Пискарёвском пр., 4.
Ранее же, в 2014 году, на территории усадьбы самовольно снесли дом причта и сестёр милосердия Елизаветинской общины (который был выявленным объектом наследия). В КГИОП тогда называли собственником снесённого здания "Бизнес–парк “Полюстрово”", но там от сноса открещивались.