Универсальный движок: КМЗ намерен потеснить петербургскую "Звезду"

Автор фото: vk.com

Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ) начал производство дизельного рядного двигателя серии ТМ–300. Предприятие намерено потеснить на рынке петербургскую "Звезду".

Лёгкий алюминиевый двигатель мощностью 460 л. с. имеет несколько областей применения. Он может устанавливаться на малотоннажные суда. В гражданском секторе — как дизель–генераторная установка для пассажирских судов: например, на суда типа "Луч" (проект 14532) или "Золотое кольцо" (проект ПКС 180). В военном — также как дизель–генератор для малых ракетных кораблей "Каракурт" (проект 22800).
На кингисеппском предприятии утверждают, что характеристики дизеля позволяют эксплуатировать его в качестве двигателя на колёсных большегрузах и на карьерной технике; как дизель–генераторную установку в удалённых районах страны (например, в Арктике), а также в качестве привода компрессора генератора насоса в нефтедобывающей отрасли. Электрическая мощность дизель–генератора на базе этого двигателя составляет 200–350 кВт.
Новый продукт разработан собственным конструкторским бюро КМЗ. Объём инвестиций в разработку дизеля составил 50 млн рублей, сообщили "ДП" на предприятии. Главный конструктор специального конструкторского бюро Алексей Ким выразил уверенность в том, что агрегат найдёт широкое применение как на гражданском рынке, так и в проектах оборонно–промышленного комплекса. "Сейчас ведутся работы по проектированию электроагрегата на его базе", — уточнил он.
КМЗ изначально специализировался на ремонте двигателей, в частности — размерности 16/17 и 18/20, выпущенных на петербургском предприятии "Звезда". Затем завод открыл собственное производство запчастей для них.
В 2018 году Минпромторг и Минобороны РФ назначили КМЗ держателем подлинников документации, которую разработал обанкротившийся завод "Русский дизель".
В данной сфере КМЗ явно намерен стать конкурентом "Звезды". По оценкам предприятия, ранее оно ежегодно ремонтировало около 30 двигателей, а позднее начало выпускать и запчасти для различных судовых дизелей.
В последние годы КМЗ заявил и о более серьёзных амбициях на рынке судостроения. Он создал ряд проектов для различных министерств и ведомств и подписал несколько контрактов на их производство. А весной 2021 года завод выделил маломерное судостроение в отдельное направление.
В сентябре КМЗ приступил к выпуску катеров для МЧС: всего в рамках этого контракта предприятие выпустит 39 маломерных судов длиной около 5 м. Они спроектированы в собственном конструкторском бюро завода. По оценке предприятия, всего в ближайшие годы флот министерства пополнят более чем 100 судов, разработанных и изготовленных на производственных площадках КМЗ.
По данным СПАРК, 52,5% КМЗ контролирует Тимур Гареев через ООО "НПО “Теханалитика”". 30% принадлежит Михаилу Даниленко и 17,5% — Александру Борисову через ООО "Энексел Групп". По данным компании, выручка ООО "КМЗ" в 2020 году составила 1,99 млрд рублей (по сравнению с 1 млрд годом ранее), чистая прибыль — 101 млн (41 млн в 2019–м).