Пациент на будущее: что даст клиникам Петербурга лицензия JCI

Автор фото: Виталий Невар/ТАСС

Петербургские клиники присматриваются к получению аккредитации JCI. Зачем ещё одна бумага?

Её получение означает переход на качественно новый уровень работы и в перспективе расширяет возможности по привлечению международных медицинских туристов. Но это требует тщательной подготовки, а также возможных инвестиций в строительство, либо в модернизацию действующих объектов и инфраструктуры.
В России всего 5 медорганизаций имеют такую аккредитацию: 4 частные в Москве и одна бюджетная в Татарстане. Если вынести за скобки Москву и Петербург, то из российских регионов именно Татарстан — традиционно самый продвинутый с точки зрения внедрения инноваций, в том числе в менеджменте в сфере здравоохранения. В татарстанской больнице работают именно такие люди. Кроме того, из бюджета региона были выделены значительные инвестиции на модернизацию инфраструктуры и ремонтные работы, так как одна из главных проблем для бюджетных учреждений при получении аккредитации JCI — устаревшая инфраструктура, включая обеспечение пожарной безопасности.
В бюджетном секторе в Петербурге некоторые крупные медцентры уже ведут подготовку к аккредитации. Но это трудоёмкий процесс, так как они, как правило, имеют много филиалов. А аккредитация даётся на весь комплекс, если юридическое лицо одно. Поэтому подготовка проще для тех, у кого деятельность сосредоточена в одном корпусе или тем, кто только планирует строительство объекта и может заранее предусмотреть архитектурно-планировочные решения, удовлетворяющие стандартам JCI (т. н. Safe Facility Design).
Поскольку медицинский и обычный туризм идут рука об руку, то у Петербурга в этом направлении хорошие перспективы. И аккредитация JCI — это работа на перспективу, которую ведут в том числе и власти. В рамках нацпроекта "Здравоохранение" выделен специальный подпроект "Развитие экспорта медицинских услуг". В мае этого года вышло распоряжение главы правительства РФ, предусматривающее возможность компенсации из федерального бюджета расходов клиник на получение аккредитации JCI.
Документ также предусматривает разработку правил и регламентов, определяющих, какие медорганизации могут участвовать в программе субсидирования и как эти субсидии будут распределяться. До конца года подобная программа будет разработана. А на 2022-й деньги будут заложены в бюджете.
В любом случае получение аккредитации — процесс, который длится до года, вовлекает весь персонал и требует перестройки большинства бизнес-процессов, разработки и подписания регламентирующих документов — от различных правил до чек-листов.
Резюмируя, можно отметить, что, как правило, медорганизация задумывается о внедрении стандартов JCI, когда достигла в своём эволюционном развитии некоего предела роста. Когда, скажем, покупка ещё одного современного аппарата МРТ или расширение объёма услуг уже не приносит ожидаемого эффекта — перехода на новый уровень. Руководство понимает, что не справляется, следовательно, нужна трансформация — качественное изменение как системы управления, так и корпоративной культуры. Ключевой момент изменений в клинике, которая получила аккредитацию JCI, — это переход из реактивного режима работы, когда реагирование происходит после возникновения проблемы, в проактивный — когда клиника поступательно повышает качество, стремясь не допустить проблем, осложнений и медицинских ошибок.
Автор — Максим Мосейко, менеджер практики здравоохранения PwC в России