Застройщики вернулись из цифрового мира в реальный

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Благодаря ковиду консервативный рынок недвижимости ускоренно цифровизировался, но взятый темп в мирное время не удержали.

Весной прошлого года все ушли в онлайн, в сжатые сроки внедрив технологии дистанционной демонстрации объектов, заключения договоров, в том числе ипотечных, и даже регистрации их в Росреестре. За это время идеи цифровизации всерьёз поглотили умы застройщиков, но многое обратно вернулось в офлайн, говорят эксперты.

Ипотека на дому

Вынужденная интернетизация сподвигла даже самые консервативные компании оперативно освоить дистанционные практики. Медлить было слишком дорого — на волне неопределённости на рынок недвижимости устремились сотни миллионов рублей, которые граждане пытались сохранить от инфляции, будучи по сути запертыми дома. Уже в апреле 2020–го в Петербурге отчитались о первой дистанционной ипотечной сделке на Северо–Западе России. Правда, для подписания понадобилось присутствие сотрудников банка — выходить из дома покупателю не пришлось, он пустил их к себе. Тем не менее это был заметный цифровой прорыв.
В июне этого года Росреестр сообщил, что впервые зарегистрировал право собственности по электронной сделке купли–продажи объекта недвижимости, при которой была использована технология дистанционного удостоверения сделки двумя нотариусами. Продавец и покупатель, находящиеся в разных субъектах РФ, совершили все процедуры удалённо.
Сегодня заключить договор долевого участия дистанционно и зарегистрировать его в Росреестре можно без каких–либо препятствий, констатируют в "Группе ЛСР".

Есть что потрогать

Менее завязанные на официальные органы услуги в Сети продвигались на фоне пандемии ещё быстрее. Продавцы проводили и до сих пор проводят онлайн–показы объектов, терпеливо демонстрируя клиентам квартиры и окружающую территорию. Сейчас, когда ограничений почти нет, это остаётся актуальным, но востребовано уже меньше. "Для застройщика это возможность задействовать большую долю рынка, в первую очередь регионы, а также инвесторов. Для последних важна прежде всего потенциальная доходность, характеристики локации и проекта вторичны", — комментирует Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости группы "ЦДС". Региональные продажи, за редким исключением, — дистанционные сделки, подтверждает Марина Сторожева, директор по продажам и управлению комплекса апарт–отелей VALO.
Онлайн–режим удобен и надёжен, но привычен не для всех клиентов, отмечает Юлия Ружицкая, директор по продажам "Главстрой Санкт–Петербург". Это особенно актуально для старшего поколения, которому важно лично поговорить с менеджером, полистать отпечатанный в типографии буклет и пр. Увидеть вживую, оценить квартиру, отделку, локацию для покупателей — ключевая часть коммуникаций, добавляет Сергей Терентьев.

Один раз можно

"В целом количество офлайн–взаимодействий клиента с отделом продаж сократилось до одного раза. Онлайн–консультации и показы объекта через zoom и skype не получили широкой популярности. Людям комфортнее лично встретиться с менеджером на объекте или в офисе продаж. Однако, по сути, это единственная очная встреча, далее все процессы проводятся дистанционно",— резюмирует директор по продажам группы "Аквилон" Егор Фёдоров.
"После снятия ряда эпидемиологических ограничений в городе многие девелоперы вернулись к привычным механизмам работы с клиентом. Одной из причин возвращения стали в том числе определённые технические ограничения онлайн–сделок. Например, у многих покупателей до сих пор нет электронной цифровой подписи, не все банки готовы выдавать онлайн–ипотеку", — отмечает Мария Чёрная, генеральный директор ООО "Бонава Санкт–Петербург". Сделки со множественностью сторон, с несовершеннолетними покупателями, с использованием маткапитала в качестве первого взноса невозможно зарегистрировать онлайн, добавляет она.
"По мере улучшения эпидемиологической ситуации и темпов вакцинации онлайн–продажи будут сокращаться и, скорее всего, станут исключением", — думает Игорь Карцев, генеральный директор "Максимум Лайф девелопмент".

Квартира в экосистеме

Ещё до пандемии просмотр квартир был виртуальным, ведь, покупая жильё на этапе строительства, человек не имеет возможности увидеть и "пощупать" квадратные метры, напоминают в "Группе ЛСР".
Демонстрации в разных компаниях организованы по–разному — от примитивных видеороликов, отправляемых по телефону, до профессиональных 3D–съёмок для мобильных приложений.
Застройщики, отвечая на запрос покупателей, делают приложения всё более разноплановыми, предлагая не только полные данные об объекте, но и возможности для общения будущих соседей, решения вопросов благоустройства и пр. Так, отвечая модным тенденциям цифровизации, застройщиками создаются свои собственные экосистемы. "При выборе квартиры экосистема поможет подобрать персонализированные варианты, получить дистанционную консультацию в онлайн–офисе и там же провести сделку. На этапе ожидания появится возможность следить за ходом строительства и выбрать отделку. После получения ключей житель может напрямую взаимодействовать с управляющей компанией, заказывать услуги и получить доступ к дополнительным сервисам", — поясняет руководитель направления стратегического маркетинга холдинга AAG Павел Евсюков.
Электронную составляющую проще всего организовывать в продажах, в этом направлении застройщики сильно продвинулись, отмечает Надежда Калашникова, директор по развитию компании "Л1". Но другие цифровые технологий, например BIM, существенно сложнее и дороже.
За прошедший год практика дистанционной покупки квартиры стала привычной для покупателей. И мы видим, что число дистанционных сделок, онлайн–бронирований в "Петербургской недвижимости" постоянно растёт. Популярность удалённого формата связана с ограничениями из–за пандемии, кроме того, такой формат очень удобен и региональным покупателям, и петербуржцам, которые хотят сэкономить своё время. Тренд на онлайн–сделки на рынке недвижимости в последующие годы продолжит набирать популярность.
Ольга Трошева
руководитель КЦ "Петербургская Недвижимость" (Setl Group)
За год девелоперы отработали механизмы онлайн–продаж, но полностью бесконтактных сделок сегодня на рынке не существует. Также не до конца развиты онлайн–технологии госслужб и нотариата. Нет абсолютно бесконтактного способа получения электронно–цифровой подписи и подписания с её помощью кредитных договоров. Более того, правила регистрации ипотечных сделок в Росреестре очень отличаются в разных регионах, а из–за законодательных ограничений невозможно провести онлайн–идентификацию покупателя при открытии эскроу–счёта и подписании кредитного договора.
Екатерина Запорожченко
коммерческий директор Docklands Development