Беглов форсирует отказ от наличных в общественном транспорте Петербурга

Автор фото: ТАСС
Петербург к 2022 году может отказаться от наличных при оплате проезда в общественном транспорте. Заявление о том, что к 2022 году в городе не останется транспорта с проездом только за наличные, а оплата на любом маршруте будет производиться по социальным картам, сегодня сделал губернатор Александр Беглов. Однако речь идёт не о всех маршрутах, а о 347-и в рамках грядущей транспортной реформы.
Губернатор отметил, что к 2022 году в городе не останется транспорта с проездом только за наличные - оплата на любом маршруте будет производиться по социальным картам
Маршрутов ГУП "Пассажиравтотранс" и ГУП "Горэлектротранс" отказ от наличных не коснётся.
Как сообщили "ДП" в комитете по транспорту, в Петербурге безналичная оплата проезда будет внедрена с апреля 2022 года — с первого этапа реформы. Ранее власти заявляли лишь о своих намерениях на этот счёт, без конкретных сроков.
"Все автобусы на новых маршрутах с 2022 года будут оборудованы терминалами оплаты проезда с помощью карты "Подорожник", банковской карты или смартфона. В следующем году разовый билет можно будет купить в кассах метрополитена и "Организатора перевозок", — пояснили ДП в комитете по транспорту.

Приложите за проезд

По данным ДП, решение об отмене оплаты проезда наличными средствами было принято новым руководителем подведомственного Комтрансу ГКУ "Организатор перевозок" Вадимом Арсеньевым несколько месяцев назад. Вероятно, петербургские власти решили пойти по примеру столицы, которая прошлой осенью на фоне пандемии полностью отказалась от налички на транспорте.
В Петербурге тестирование системы бескондукторного обслуживания пассажиров на маршрутах госперевозчиков началось более года назад, 3 августа 2020 года. Тогда кондукторы исчезли из салонов 23 троллейбусов, 85 и 143 автобусов. Первые месяцы тестирования показали неплохой результат и перспективность такой системы обслуживания пассажиров, отметил Арсеньев. По его словам, со временем в тестовую зону включались новые маршруты в разных районах города - сегодня их уже более 20.
При работе по системе бескондукторного обслуживания на остановках для входа и выхода пассажиров открываются все двери, пассажиры самостоятельно оплачивают проезд (прикладывают к валидатору "Подорожники" или банковские карты, а оплата за наличный расчёт производится у водителя).
Безналичная форма оплаты – наиболее популярна, ее совокупный объем составляет около 85%. Глава "Организатора перевозок" подчёркивает, что отказ от расчётов в наличной форме непосредственно в транспортном средстве позволит существенно сэкономить время простоя автобуса на остановочном пункте, необходимое для продажи билета.
"В настоящее время с перевозчиками прорабатываются различные варианты приобретения разового билета вне транспортного средства. Оплату проезда и наличие безбилетников контролируют мобильные бригады контролёров-ревизоров. Окончательное решение о целесообразности и конкретных сроках перехода на бескондукторную систему будет принято с учетом всех сопутствующих факторов", — сообщил ДП Арсеньев.

Зайцы и подорожники

Московские специалисты, в частности, отмечали, что приостановка реализации проездных билетов водителями в период коронавируса весной 2020 года позволила не только сократить риски распространения инфекций, в том числе COVID-19, но и повысить эффективность наземного городского пассажирского транспорта за счёт сокращения времени остановки транспортных средств, необходимого для реализации проездных билетов, и повышения точности выполнения расписания. К тому же большого количества жалоб на неудобство приобретения проездных билетов не поступало, как и не наблюдался рост числа безбилетных пассажиров.
"Логику Комтранса я понимаю, они хотят избавиться от левых доходов со стороны водителей, ну и задача водителя всё же водить, а не одновременно возиться с мелочью как кассир в "Пятёрочке". Но в то же время возникает логичный вопрос: а что делать пассажирам-то? Пунктов пополнения транспортных карт немного, активация средств онлайн-пополнения, а также обслуживание банковских карт есть только у государственных перевозчиков. Этот вопрос и сейчас стоит остро, а этот шаг только усилит запросы пассажиров в этом направлении", — считает транспортный аналитик Владислав Булгаков
Отметим, что в рамках реформы перевозчикам предписано оснастить транспортные средства различным оборудованием суммарно на 1 млн рублей, в том числе для оплаты проезда. Обещают власти и улучшенные механизмы безналичной оплаты с виртуализированным "Подорожником", который можно будет пополнять через интернет. Однако отменит ли это необходимость активации карты, пока не ясно, говорят эксперты.
Кондукторов на новых маршрутах в рамках реформы заменят контролёры, следить за "зайцами" можно будет с помощью камер в салонах автобусов. Помимо этого автобусы оборудуют датчиками пассажиропотока, и можно будет понимать, сколько людей не оплатило проезд. По такой системе работает первый частный трамвай "Чижик", где кондукторов не было изначально. Контролёр видит, в каком трамвае большой процент неоплаченных билетов. К слову, наличными оплатить проезд в "Чижике" тоже можно — через специальные терминалы.
Однако тенденция не в пользу налички. Например, в существующей сети "Пассажиравтотранса" и "Горэлектротранса" за прошлый год количество наличных расчётов сократилось примерно в 2 раза. Люди предпочитают безналичную оплату.
Федеральное законодательство предписывает предусматривать в общественном транспорте возможность оплаты наличными средствами, однако, как отмечают в Комтрансе, "если есть альтернатива купить разовый билет, никаких противоречий закону о защите прав потребителей нет". Альтернативу город предоставит. Соответственно, изменений федерального закона не потребуется.