ЗСД впервые окупился

Автор фото: Сергей Ермохин

Во втором квартале 2021 года Петербург впервые заработал на ЗСД — совокупная плата водителей за проезд превысила минимальный гарантированный доход концессионера. Заработанные деньги пошли на погашение кредита. Бюджет города не увидит этих денег ещё долго.

АО "ЗСД" опубликовало отчётность за первое полугодие 2021 года. Компания на 100% принадлежит Петербургу и исполняет от имени города соглашение о ГЧП при строительстве и эксплуатации Западного скоростного диаметра. Предприятие планово убыточно — за отчётный период его чистый убыток составил 2,1 млрд рублей.

Пандемия помешала и помогла

Как стало известно из отчётности, проект ЗСД наконец вышел в стадию окупаемости. До сих пор сначала бюджет Петербурга, а потом АО "ЗСД" платили оператору трассы ООО "Магистраль Северной столицы" (МСС) разницу между минимальным гарантированным доходом и фактической выручкой. Официально размер минимального дохода не раскрывается, считается, что он составляет 9,6 млрд рублей в год. Выплаты из бюджета в разные годы составляли от 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей.
"Во 2 квартале 2021 года размер выручки Партнёра от взимания платы за проезд с пользователей автодороги впервые превысил гарантированный уровень. В соответствии с условиями Соглашения о ГЧП, данное превышение распределяется в пользу АО "ЗСД", платёж по компенсации затрат партнёру не выплачивается. Основным драйвером роста выручки является рост трафика движения по ЗСД", — говорится в отчёте.
Это должно было произойти ещё в 2020 году, но помешала пандемия. Из-за неё трафик на ЗСД упал на четверть. Тогда было принято решение поднять цены за проезд. В годовом отчёте за 2020 год АО "ЗСД" заявило, что получение сверхдохода ожидается в IV квартале 2022 года.
Трафик восстановился довольно быстро. "В среднем в будние дни трафик на ЗСД составляет около 300 000 транзакций", — сообщает АО "ЗСД". Закрытые границы стимулируют внутренний, в том числе автомобильный туризм. А жарким летом петербуржцы старались чаще ездить за город. И, если в 2020 году на ЗСД было зафиксировано 90,7 млн транзакций, то по итогам нынешнего года АО ожидает до 95 млн.
"Уровень автомобилизации у нас растёт, заторовых состояний в городе всё больше и больше, поэтому люди всё чаще предпочитают заплатить деньги и доехать без проблем, чем стоять в пробках в городе", — говорит автоэксперт Дмитрий Попов. По его мнению, пандемия также способствовала тому, что многие стали предпочитать личный автомобиль общественному транспорту из соображений безопасности. "Дальше трафик будет расти, и спрос на проезд по ЗСД тоже будет расти", — делает вывод эксперт.

Бремя долгов

Сколько именно в итоге заработало АО "ЗСД" по итогам второго квартала, не сообщается. Выручка, связанная с исполнение соглашения о ГЧП, в первом полугодии составила 103 млн рублей (в первом полугодии 2020 года — 99 млн). Но в эту сумму входят и арендные платежи за дорогу, находящуюся в собственности АО, которые платит МСС. Они также не разглашаются.
"В зависимости от фактического объёма выручки Партнёра по оказанию услуг платного проезда рассчитываются арендные платежи по Договору аренды в пользу АО "ЗСД", — говорится в отчёте АО.
Зато известно, куда идут эти деньги. Как сообщала компания ранее, выплаты МСС пойдут на погашение кредита Евразийского банка развития (ЕАБР), взятого в 2020 году для выплат в обратную сторону — в пользу МСС. Таким образом город избавился от необходимости платить непосредственно из бюджета. В 2020 году ЕАБР предоставил АО "ЗСД" 2,98 млрд рублей, в 2021 — 612 млн.
Кроме того, АО "ЗСД" ежегодно платит купонный доход по облигациям, выпущенным на 20 лет в 2011–2012 годах для строительства трассы. Это около 2,5 млрд рублей в месяц. Выплаты финансирует городской бюджет через механизм допэмиссии акций АО "ЗСД". В прошлом году он осуществил выкуп бумаг компании на 6,3 млрд рублей.
Наконец, на городской компании висит долг в размере 44 млрд рублей, происхождение которого туманно. В последнем отчёте говорится, что он "представляет собой оставшуюся часть обязательств перед ООО "МСС" за создание Центрального участка ЗСД". Известно что на центральный участок город выделил капитальный грант в размере 50,7 млрд рублей. Ещё 70 млрд привлекла МСС.
В отчёте сообщается, что этот долг беспроцентный, он погашается до 2042 года путём зачёта части арендной платы.