Власти задумали сделать Петербург столицей самокатов. Для этого городские сервисы аренды средств мобильности собираются подключить к единой платформе. У бизнеса к чиновникам возникло много вопросов.
На этой неделе в Смольном за круглым столом снова собрали представителей кикшеринга, бурно растущего в пандемию бизнеса по аренде электросамокатов. Регулированием отрасли чиновники активно занялись весной — в преддверии чемпионата Европы и прибытия в город иностранцев центр Северной столицы срочно потребовалось сделать комфортнее.
В результате, на период Евро для кикшеринга ввели весьма строгие ограничения, после чемпионата их частично сняли, но некоторые запреты остались. Сейчас, как говорят в городской администрации, рынку хотят дать новый импульс развития, заодно сделав взаимодействие сервисов по аренде самокатов с властями прозрачнее.
Кикшерингу предложили подключиться к единой цифровой платформе "Я в пути". Она должна заработать уже весной следующего года и в перспективе собрать под одной крышей не только самокаты, но вообще все виды транспорта.
Представители бизнеса и эксперты, с которыми пообщался "Деловой Петербург", оценивают перспективы сервиса осторожно. По их мнению, пока не обозначено самое главное — зачем это нужно кикшерингу, у которого и так есть свои мобильные приложения, и кто за всё это заплатит.
Из центра — в спальные районы
Как рассказал "ДП" один из участников встречи, директор велопешеходной ассоциации "Пошли-поехали" Герман Мойжес, чиновники уже давно намекают бизнесу, что электросамокаты распределены по городу неравномерно.
"Одна из идей: обеспечить равный доступ к сервисам кикшеринга во всех районах. Пока, очевидно, существует перекос в сторону центра. Город хотел бы видеть больше электросамокатов в спальных районах, где пробки, где люди штурмуют общественный транспорт по утрам. На окраинах есть высокая потребность в развитии транспортных коридоров, людям надо добираться до центра, но операторам при этом там работать не так выгодно. И здесь регулятор говорит: вы получите квоту и определённое количество самокатов сможете разместить в центре, если не забудете про спальные районы", — говорит Мойжес.
Также авторы инициативы рассчитывают, что запуск платформы "Я в пути" позволит защитить менее крупных представителей рынка от компаний-гигантов. Координатор "Клуба лидеров" в Петербурге и Ленинградской области (это организация является идейным вдохновителем реформы) Вячеслав Трактовенко говорит, что квотирование даст всем сервисам равные возможности.
"Планируется также разработать систему квот по количеству самокатов на одного оператора и количеству мест на паркинге на одного оператора. Это даст всем игрокам равные возможности и защитит рынок от монополизации крупными игроками", — отмечает Трактовенко.
Сейчас на рынке кикшеринга в Петербурге доминируют компании Whoosh и Urent, при этом "Яндекс", если захочет, может заставить своими самокатами весь город, соглашается Герман Мойжес.
"Конечно, дополнительное регулирование не может нравиться бизнесу, но надо понимать, что ситуация полной анархии также никому не выгодна. "Яндекс" может вывести 50 тыс. самокатов — больше, чем у всех остальных компаний вместе взятых, — и всех выкинуть с рынка. Наша ассоциация полагает, что иметь возможность договориться, как о сохранении конкурентных условий, так и о механизмах контроля и запретов, — в интересах кикшеринга", — объясняет эксперт.
Тот факт, что важным участником будущего соглашения станут силовики, авторы инициативы не скрывают.
"Платформа обеспечит понятное и прозрачное взаимодействие с городом. В том числе в части работы с силовыми ведомствами при возникновении инцидентов, т.к. будет возможность идентифицировать конкретного человека", — говорит Вячеслав Трактовенко.
Как именно будет выстроено взаимодействие с силовыми ведомствами, на каком этапе и в каком объёме они будут получать информацию о пользователях сервиса, при этом пока не понятно.
"С какой радости я должен передавать данные о своих клиентах другим людям?" — таким вопросом задаётся владелец сервиса Mangoo Алексей Колосов.
Он отмечает, что перво-наперво инициаторы запуска приложения должны разъяснить, является ли предложение частной инициативой или государственной.
"Если это для нужд города, должна быть госзакупка, значит. Должен быть тендер проведён, разве нет? Пока нет ни технического задания, ни тендера. Мне мало что понятно, если честно. Если коммерческая структура будет делать, как они собираются это навязывать? Если это государственная закупка, то конкурсный отбор должен быть и так далее..." — рассуждает Колосов.
Бизнесмен категорически не согласен с тем, что рынку нужно регулирование. Риск поглощения всего петербургского кикшеринга условным "Яндексом" он считает, мягко говоря, преувеличенным.
"О каком захвате идёт речь? Рынок всегда знает лучше, он сам определится. Если начнётся квотирование, то, может, чиновники тогда и обслуживать самокаты будут? Каждый игрок ведёт бизнес по-своему, если будет квортирование, бизнес-схемы будут разрушены. У меня парк маленький — 150 самокатов, но я убеждён, что всё должно быть по правилам рынка, никаких ограничений быть не должно. Выставил самокаты, этим количеством и работаешь. Не вижу проблемы в том, что "Яндекс" придёт и всё захватит". Если ты работаешь правильно и эффективно, никто твою нишу не займёт. Если услуга качественная, покупатель найдётся. Государство сюда впутывать вообще не надо. Я не считаю себя конкурентом Whoosh или Urent, у меня своя ниша. Если я не смогу работать, значит так рынок решил. Значит, я слабее оказался. Смысл защищать слабых и тормозить прогресс тем самым?" — дополняет владелец сервиса Mangoo.
В "Клубе лидеров" подчёркивают, что сервисы, которые не захотят присоединиться к платформе, продолжат работать. Впрочем, их оставят без неких преференций, а также, по-видимому, ограничат территориально.
"Они будут работать, как и раньше. Платформа не заменяет собой сервисы частных операторов, а несет интеграционную функцию, давая пользователям доступ сразу ко всем системам из одного окна. При этом такие операторы не смогут пользоваться той системой преференций, которая будет выбрана для присоединившихся к платформе операторов. Например, они могут быть не допущены к целому ряду зон в городе", — комментирует Вячеслав Трактовенко.
Крупные сервисы кикшеринга комментируют потенциальные нововведения не очень охотно. В Whoosh "ДП" сказали, что будут готовы высказаться предметно после нескольких рабочих встреч.
"Инициативу пока не комментируем. Идея ясна, но от реализации и плана (что там будет внутри) многое зависит. Будем высказываться после того, как пройдут несколько рабочих встреч по ней", — сообщили в пресс-службе компании.
На уточняющий вопрос, насколько уместно говорить, что кикшеринг одобрил инициативу (так о результатах встречи написали некоторые городские СМИ), в Whoosh, что весьма показательно, ответили максимально неконкретно.
"Мы будем принимать участие в рабочей группе", — сказал собеседник "ДП".
В Urent на просьбу рассказать об отношении к задумке властей не отреагировали.
"Во время встречи я не увидел восторга и уверенности у самих операторов, что в таком виде это можно реализовать (особенно в такие сроки). Мне кажется, продвижение этой идеи в информационном поле слегка преждевременно. Слишком много моментов не уточнено", — говорит Герман Мойжес.
Первична инфраструктура
"Разгрузить дороги — это отличная идея. Только должна создаваться инфраструктура. Нужно разделить потоки – авто, пешеходы и средства мобильности. И тогда всё будет хорошо. Сейчас кикшеринг и так находится в напряжении из-за ограничений по скорости и вероятной отмены виртуальных парковок. Если их [виртуальные парковки] действительно запретят, нужно в обязательном порядке и оперативно строить стационарные точки. Во всём мире сервисы кикшеринга используют виртуалные парковочные зоны, и мы очень надеемся, что в Петербурге этот запрет дальше обсуждения не пойдёт. И что будут строиться велодорожки", — делится мнением директор Ассоциации операторов микромобильности Дмитрий Петрожицкий.
В велопешеходной ассоциации "Пошли-поехали" думают так же.
"Обсуждать нужно инфраструктуру. Велополосы, парковки. Аварийность высокая, недовольство горожан — вот это ключевые моменты сейчас. А обсуждается между тем диджитализация... У нас, на минуточку, вообще ещё не прописано, где должны ездить самокаты. Все, вроде бы, понимают, что на велодорожках, но их же по-прежнему не хватает. При этом мы видим что и Центр управления парковками, и комитет по транспорту работают в правильном направлении, ищут улицы для новых велодорожек", — объясняет Герман Мойжес.
Клиенты кикшеринга действительно зачастую бросают самокаты где попало, но так делают и автомобилисты, а места средства индивидуальной мобильности занимают гораздо меньше, чем машины.
Тайный инвестор
Вопрос, который интересует всех, — кто заплатит за запуск приложения. У некоторых участников встречи сложилось впечатление, что финансировать проект будут сами операторы кикшеринга. Между тем в "Клубе лидеров" заверили, что город ведёт переговоры с инвестором.
"Финансирование разработки платформы планируется через привлечение частного инвестора в рамках концессионного договора. Сейчас ведем переговоры, поэтому пока не можем раскрыть. Условия концессионного соглашения будут определены позднее, когда будет понимание по инвестору. Что касается вложений — итоговый объем инвестиций 250 млн, из которых разработка 100 млн и остальное это содержание первые три года до выхода на точку окупаемости и поддержка", — рассказал Вячеслав Трактовенко.
Опрошенные "ДП" эксперты соглашаются с тем, что, хотя идея запустить в Петербурге единое транспортное приложение вредной вовсе не является, на дорогах пока слишком много других проблем. В частности, специалисты напоминают о сложностях с уборкой улиц поздней осенью и зимой (неочищенные обочины вряд ли будут способствовать формированию позитивного опыта у пользователей "Я в пути"), элементарной нехватке велодорожек, об узких и хаотично заставленных машинами переулках и тротуарах в центре.
"Пусть дадут бизнесу спокойно работать. Рынок сам разберётся. Самая главная помощь — не трогайте и не мешайте. У нас отрасль на стадии развития, по законодательству ещё много вопросов, по культуре использования самокатов, по инфраструктуре. Не стоит ли начать с этого?", — подытоживает владелец сервиса Mangoo Алексей Колосов.
О том, что Петербург пока не стал столицей самокатов (и вряд ли станет к весне), красноречиво говорят результаты опросы, проведённого HeadHunter. Более половины жителей Северной столицы назвали электросамокаты опасным средством передвижения, а каждый третий и вовсе поставил этому транспорту оценку "очень опасно".