Петербургские машины рванули за рубеж

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей

Оправившись от коронавирусного шока прошлого года, автозаводы Петербурга значительно нарастили экспорт.

В январе–июне 2021 года из Северо–Западного федерального округа (СЗФО) экспортировано 12 045 легковых автомобилей и прочих транспортных средств, предназначенных для перевозки людей, говорится в оперативных материалах Северо–Западного таможенного управления (СЗТУ). Основной объём приходится на страны СНГ, куда было поставлено 11 409 единиц, на дальнее зарубежье пришлось 636 автомобилей. Общая стоимость экспорта составила $225,5 млн.
Этот результат превосходит итоги последних 2 лет. Так, за первые 6 месяцев 2020 года с Северо–Запада экспортировано 8346 автомобилей (на $147,9 млн), а за аналогичный период 2019–го — 9932 (на $184,6 млн).
По данным аналитического агентства "Auto–Dealer СПб", в январе–июне автозаводы Петербурга выпустили 187 тыс. новых машин (на 36% больше, чем за 6 месяцев 2020–го, и на 2% меньше, чем в первом полугодии доковидного 2019–го). Если сравнить эту цифру с данными СЗТУ, долю экспорта можно оценить в 6% выпущенных машин.

В приоритете — рынки стран СНГ

В Санкт–Петербурге расположены три автозавода — Hyundai, Toyota и Nissan. Они выпускают девять моделей автомобилей, из которых семь традиционно входят в топ–25 самых популярных новых легковых машин России, по версии Ассоциации европейского бизнеса.
Оценки самих предприятий по экспорту превосходят данные СЗТУ (возможно, по той причине, что часть поставок ведётся не из СЗФО). В целом они говорят о значительном росте зарубежных поставок.
Продукция завода "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" (Qashqai, X–Trail и Murano) поставляется в Казахстан и Белоруссию. В первом полугодии компания отправила в Казахстан 1205 автомобилей (+90% к январю–июню 2020–го), в Белоруссию — 476 (+57%), рассказали "ДП" в российском представительстве автоконцерна.
Кроме автомобилей завод также поставляет бамперы для Nissan X–Trail в качестве запчастей на центральный европейский склад в Нидерландах. "В 2020 году эти поставки были временно приостановлены из–за пандемии, но в 2021 году возобновлены. В первом полугодии было отправлено 2,84 тыс. штук", — уточнили в пресс–службе.
Завод "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР) отправляет на экспорт все четыре модели автомобилей (Hyundai Solaris и Creta, Kia Rio и Rio X). За минувшее полугодие предприятие увеличило объём экспортных поставок на 78% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "В январе–июне 2021 года экспорт составил 14,6 тыс. единиц продукции, а за тот же период 2020–го — 8,2 тыс.", — уточнили в ХММР. Выпущенные на заводе автомобили экспортируются преимущественно в Казахстан, Белоруссию и Азербайджан.
Во II квартале этого года ХММР запустил новый экспортный проект. В мае завод начал поставлять казахстанскому Hyundai Trans Kazakhstan автокомпоненты для мелкоузловой сборки Hyundai Accent (в России модель называется Solaris). В частности, речь идёт о поставке крупных кузовных панелей, сваренных навесных деталях кузова, выпущенных непосредственно на самом ХММР, а также других компонентов от поставщиков автоконцерна. Как сообщалось, для подготовки компонентов к отправке в Казахстан используется новая площадка в Шушарах (бывший завод GM).
Toyota выпускает в Петербурге седан Camry и внедорожник RAV4, они экспортируются в две страны — Казахстан и Белоруссию. Цифры в компании не озвучивают. Раньше в российском представительстве оценивали объём экспорта примерно в 8–10% от общего объёма производства.

На пути восстановления

Данные по экспорту автомобилей из СЗФО отражают общемировую тенденцию восстановления экономики, хотя экспорт автомобилей занимает и малую долю продаж петербургского автопрома, говорит доцент кафедры государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС Дарья Щербакова.
По её мнению, летние месяцы должны будут поддержать восходящую динамику спроса. "Покупатели традиционно меняют приоритет в сторону отпускных трат", — поясняет эксперт.
Будет ли спрос на новые автомобили расти такими же темпами, остаётся большим вопросом в условиях экономической неопределённости. С одной стороны, существующий дефицит новых легковых автомобилей ещё не покрыт. С другой — непрерывный рост цен может охладить какую–то часть покупателей и обратить их взгляды в сторону рынка подержанных автомобилей, рассуждает Дарья Щербакова.
"Однако всё же падение экспортного спроса на те же автомобили Lada и постоянный рост цен подтверждают, что покупатели рассматривают автомобили как инвестицию, а значит, рост продаж будет продолжаться", — прогнозирует она.
В прошлом году на показатели экспорта негативно повлияла остановка производства во время весеннего локдауна и ограничения на границах на основных экспортных направлениях из–за пандемии. Да и в целом ситуация в начале 2020 года была довольно нервозной.
После коронавирусного шока началась адаптация к существующей реальности, говорит руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИГ "УНИВЕР Капитал" Андрей Верников. По его словам, власти страны стали ужесточать денежную политику, из–за чего кредиты станут менее доступными.
"В связи с этим в середине 2022 года дефицит предложения удастся преодолеть и экспорт автомобилей Северо–Западного федерального округа останется на уровне 2021 года", — полагает эксперт.
Дальнейшего роста поставок за рубеж он не ожидает.
Что касается более долгосрочной перспективы, то примерно с 2026 года в кластере может начаться производство электромобилей, что повлечёт за собой переналадку производств и некоторое снижение экспорта, прогнозирует Андрей Верников.