Как девелоперы строят улицы в Петербурге

Застройщики должны обеспечивать ЖК только внутриквартальными проездами, но строят даже магистрали. "ДП" выяснил, как развивается транспортная инфраструктура города благодаря девелоперам.

Дорожная инфраструктура — один из главных факторов, который учитывают покупатели при выборе жилья. Если жилой комплекс расположен рядом со станцией метрополитена, это сразу повышает стоимость квартир и сам класс проекта. Также привлекательность объекта увеличивает близость к транспортным магистралям, особенно крупным, таким как Московский проспект в одноимённом районе или Светлановский — в Выборгском. Удачное расположение не только влияет на успешность проекта, но и предполагает наличие развитой коммерческой инфраструктуры.

Ускорение процессов

Очевидно, что далеко не все новостройки возводятся в районах со сложившейся инфраструктурой, в том числе и транспортной. Когда девелоперы осваивают бывшие совхозные поля и промышленные территории, то дороги приходится проектировать и строить с нуля. Создание магистралей общегородского значения находится в ведении властей. Но порой у города не хватает средств делать это вовремя за счёт бюджета.
"Чтобы быстрее обеспечить жителей проекта современными подъездами к жилым комплексам, по согласованию с властями и после того, как получены необходимые разрешения, застройщики могут за собственный счёт выполнить работы по проектированию и строительству магистралей. После завершения работ дороги обычно передаются на баланс города, за их содержание отвечают профильные органы власти", — объяснила "ДП" руководитель консалтингового центра "Петербургская недвижимость" Ольга Трошева.

Не только для новосёлов

Благодаря застройщикам в 2014 году в Выборгском районе пустили движение по участкам улиц Фёдора Абрамова, Валерия Гаврилина, Николая Рубцова и Заречной на Парнасе. С годами эти магистрали становились длиннее, а параллельно микрорайон обрастал новыми транспортными артериями. С 2016 года движение в Приморском районе стало постепенно открываться по новым дорогам в Юнтолово: Гладышевскому и Юнтоловскому проспектам и Ивинской улице, где также возводится жилой комплекс.
Но самым крупным за последние годы объектом, который финансирует основной застройщик территории, стал новый участок Комендантского проспекта от Глухарской улицы до реки Каменки. Движение по нему было запущено в 2019 году.
"В Приморском районе появилась современная шестиполосная магистраль со светофорами, разметкой, знаками и велодорожками. Длина новой трассы — почти 1 км. Пешеходные дорожки отделены от проезжей части ограждениями и зелёными газонами, а для безопасности местных жителей съезды с проспекта и въезды во дворы оборудованы лежачими полицейскими. На этом участке Комендантского проспекта также появились остановки общественного транспорта", — рассказали "ДП" в холдинге Setl Group, который занимается освоением прилегающих территорий — там идёт строительство крупного жилого комплекса "Чистое небо".
Помимо магистрали общегородского значения холдинг строит в этом районе и другие улицы. В 2017 году открылось движение по новому участку проспекта Королёва и Плесецкой улице в Каменке, а годом позже машины поехали по Арцеуловской аллее. Летом 2020 года запустили ещё один участок Плесецкой улицы, продолжается строительство Верхне–Каменской.

Больше домов — больше дорог

На юго–западе города, в микрорайоне "Балтийская жемчужина", что в Красносельском районе, улицы также строятся за счёт инвестора по мере освоения территории. В 2011 году открылась улица Капитана Грищенко, в 2013–м — улицы Адмирала Коновалова, Катерников и Адмирала Трибуца, в 2014–м — улицы Лётчика Тихомирова и Адмирала Черокова, в 2015–м — новый участок Катерников и набережная Матисова канала. Крупнейшей же магистралью там стало продолжение проспекта Героев, включая мост Ахмата Кадырова, движение по которому запустили в 2016 году.
По соседству с "Балтийской жемчужиной" — в районе Новосергиево — упомянутый выше холдинг Setl Group продолжает строительство крупного проекта "Солнечный город". Улицы там девелопер также строит за собственный счёт. В 2017 году был проложен переулок между улицами Тимофея Фёдорова и Маршала Мерецкова, в начале 2018–го открылось движение по улице Тимофея Фёдорова. В августе 2020–го запустили восточную половину улицы Генерала Кравченко.
В будущем в Новосергиево построят новые дороги, которые свяжут проспект Будённого и улицу Генерала Кравченко, а в ходе строительства малоэтажного квартала "Солнечный город. Резиденции" южнее проспекта Ветеранов Setl Group также построит новые улицы: Ивана Куликова, Владимира Пчелинцева и Новосергиевскую.
Последней же к этому времени улицей, построенной силами Setl Group, стала двухполосная дорога от Октябрьской набережной до Дальневосточного проспекта — на прилегающей территории холдинг возводит ЖК "Pulse на набережной". Движение по ней было запущено в конце июля. Названия у улицы пока нет, но Топонимическая комиссия рассматривала вариант Ультрамариновая улица — по ультрамариновому заводу, который ранее находился в этом месте.

Работа сообща

Есть и случаи, когда городские власти и девелоперы занимаются созданием дорог вместе. Например, в рамках строительства "Солнечного города" Setl Group за свой счёт разработал проектную документацию на строительство участка проспекта Ветеранов от улицы Пионерстроя до проспекта Будённого. Строительством же занимался город. Движение по новому отрезку было открыто в ноябре прошлого года.
Длина дороги составила 2,2 км. Это четырёхполосная магистраль с разделительной полосой шириной 3 м и велодорожкой, со всеми необходимыми знаками, светофорами, разметкой, остановками и фонарями. На одном из участков магистраль пересекает железную дорогу — там оборудован железнодорожный переезд с автоматическими шлагбаумами и сигнализацией. После завершения строительства общая длина проспекта Ветеранов составила почти 10 км, что превосходит длину Московского проспекта.
"Безусловно, нехватка дорожной инфраструктуры в Петербурге имеется. Особенно в новых жилых кварталах довольно остро стоит проблема транспортной доступности. Поэтому каждая новая дорога ценна и важна для тысяч автомобилистов, которые туда заселяются и в последующем проживают. Очень здорово, когда девелоперы занимаются не только строительством жилья, но и инфраструктуры вокруг", — прокомментировал ситуацию руководитель общественной организации автомобилистов "СПБ.АВТО" Святослав Данилов.