"Город тайн" блещет метафорами, а не сюжетом

В кинотеатрах города продолжается показ фильма "Город тайн".

Австралийские фильмы не так часто доходят до нашего проката, как продукция Голливуда. И поэтому они изначально привлекают внимание — очень интересно узнать, что же снимают на материке, где в декабре разгар лета.
Пять лет назад вышел дебютный роман Джейн Харпер "Засуха" — детектив, в котором события прошлого и настоящего оказываются тесно связаны, а шкафы обитателей небольшого австралийского городка битком набиты скелетами в разной стадии разложения. Книга собрала полтора десятка наград, но ещё до триумфа рукопись оказалась у Бруны Папандреа, продюсера "Исчезнувшей", "Большой маленькой лжи", "Отыграть назад" и других хитов.
Папандреа предложила режиссёру Роберту Коннолли прочитать будущий бестселлер и не прогадала. Экранизация, которая должна была выйти прошлым летом, вынужденно переместилась на январь, а в итоге показала один из лучших стартов в истории австралийского проката. В России на экраны фильм вышел под названием "Город тайн", хотя оригинальная "Засуха" подходит больше.
Итак, в маленьком австралийском городке Киварра случилась ужасная трагедия: местный фермер застрелил жену и сына, а затем покончил с собой. К расследованию подключается федеральный полицейский Аарон Фальк (Эрик Бана) — друг юности этого фермера, с которым они, правда, не общались очень много лет. Когда–то отец увёз Аарона из города, после того как юношу обвинили в смерти его подружки Элли. Те события, как вскоре выясняется, в Киварре не забыли, а некоторые жители намереваются посчитаться с героем за прошлое.
Сам сюжет, казалось бы, оригинальностью не блещет: детективов, действие которых разворачивается в небольших городах или сообществах, в кино и литературе пруд пруди. Все вокруг уверены, что им друг про друга всё известно, но какое–нибудь экстремальное событие (чаще всего убийство) детонирует так, что десятки тайн лезут на свет божий без всякого спроса, вскрывая массу занимательного. Так и здесь. Аарон Фальк, приехавший на похороны, но мечтающий убраться из родного города как можно скорее, сам тяготится неразгаданной тайной юности — причины гибели девушки, в которую был влюблён, по–прежнему неизвестны.

Молчание и метафоры

Австралийский актёр Эрик Бана (Гектор из "Трои"), снимающийся, увы, редко и не всегда метко, в "Городе" впечатляет сдержанно–выразительной игрой. Его молчаливое присутствие в кадре действует куда сильнее, чем если бы этому герою выдали многословные душераздирающие монологи. История движется неторопливо, позволяя познакомиться с героями. Так же неспешно и плавно перемещается камера Стефана Душьо, чтобы сосредоточиться на лицах людей, совершить панорамный пролёт над выжженными киваррскими полями или поймать солнечные блики, мягко скользящие по стенам деревянных домов, и слепящие водные брызги.
Одной из ключевых и ёмких метафор становится высохшее к моменту новой трагедии озеро, в котором когда–то так любили плескаться друзья и откуда впоследствии достали тело Элли. Герой Баны приходит туда в начале и возвращается в конце, чтобы всё–таки раскрыть загадку, которая жгла его все эти 20 лет, и доказать свою непричастность к случившемуся.
В финале Гретхен (Женевьев О’Рейли), также бывшая в их компании, говорит Аарону: "Через 20 лет увидимся". Зрителям столько времени, возможно, ждать не придётся: "Засуха" — первая часть трилогии о детективе Фальке, и не исключено, что новые экранизации появятся в обозримом будущем.