Петербургская промышленность растёт быстрее, чем в стране в целом. Но склады заводов по-прежнему преимущественно пусты.
Индекс промышленного производства (ИПП) Санкт-Петербурга в январе–июне 2021 года прирос на 8%, Ленинградской области — на 7,3% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, говорится в оперативных материалах Петростата. В том числе обрабатывающие предприятия, вклад которых в ИПП превышает 70%, улучшили показатели на 7,2 и 9% соответственно. Этот результат лучше, чем в среднем по России. По оценке Росстата, ИПП в стране в первом полугодии вырос на 4,4%.
Основания для позитивного прогноза
В Санкт-Петербурге основной вклад в положительную динамику обрабатывающей промышленности внесли автопром (+13,8%), производство компьютеров, электронных и оптических изделий (+11,2%), фармацевтика (+8,8%), а также выпуск машин и оборудования (+4,2%). В целом положительную динамику продемонстрировали почти все отрасли, включая "пищёвку". Снизились же темпы выпуска химических веществ — на 4,9%,табака — на 1,6%, прочих транспортных средств (включая судостроителей) — на 1,3%.
"Такой рост обеспечен положительной динамикой производства в базовых и высокотехнологичных отраслях промышленности благодаря в том числе увеличению потребительского спроса", — прокомментировал итоги полугодия в Facebook председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИТ) Санкт-Петербурга Кирилл Соловейчик. По его словам, рост инвестиций в промышленный сектор "также даёт основания для позитивного прогноза по дальнейшему развитию".
С марта этого года КППИТ перестал вести оперативный мониторинг развития обрабатывающей промышленности. Власти начали публиковать его в мае 2020 года, перед окончанием тотального локдауна и в разгар кризисных явлений в экономике. Последний такой отчёт, опубликованный на сайте комитета, отслеживает неделю с 15 по 21 марта. В нём говорится, в частности, что настроение промышленников стало более оптимистичным. В марте–мае роста спроса на собственную продукцию ожидали 22,4% опрошенных (по сравнению с 12,4% в феврале).
По мнению губернатора Петербурга Александра Беглова, рост промпроизводства стал возможен также в результате мер, принятых ранее Смольным для поддержки реального сектора экономики. В текущем году промышленники продолжают активно пользоваться финансовыми инструментами властей. По официальным данным, за первое полугодие городской Фонд развития промышленности одобрил к выдаче 12 займов на общую сумму почти 740 млн рублей.
В Ленинградской области наибольший прирост Петростат увидел в производстве текстильных изделий (45,2%), полиграфической деятельности (44,1%), деревообработке (43,8%), выпуске напитков (41,8%), ремонте и монтаже машин и оборудования (31,3%), а также в фармацевтике (+29%). "Важно, что растут отрасли, которые в прошлом году были в непростой ситуации, например мебельные предприятия и производители электрооборудования", — прокомментировал губернатор региона Александр Дрозденко.
Резко упали и быстро подросли
В силу специфики нынешнего кризиса спад промышленного производства в России был неоднороден и зависел от мер, принимаемых в каждом отдельном регионе. Бурный рост индекса промышленного производства в отдельном регионе, таком как Санкт-Петербург или Ленинградская область, может свидетельствовать как о предыдущем сильном спаде (в 2020 году, от которого идёт восстановление), так и об эффективности мер властей субъекта РФ, направленных на поддержку отраслей, говорит исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал" Артём Тузов.
Он напоминает, что спад промышленного производства в Петербурге за первые 6 месяцев прошлого года достиг 5,9%. В России снижение ИПП за тот период составило 3,5%.
"Можно сказать, что на Петербурге кризис прошлого года отразился сильнее, чем на других регионах. Но и текущее восстановление идёт быстрее", — отмечает эксперт.
В разрезе по месяцам видно, что рост ИПП в России начался с марта 2021 года и пока поводов для замедления динамики не видно, говорит Артём Тузов. "Цены на биржевые товары, экспортом которых активно занимаются в России, находятся на очень хороших уровнях, и это толкает производителей наращивать производство. Исходя из данных Росстата, видно, что промпроизводство растёт не только к кризисному 2020-му, но и к 2018 году, в котором кризиса не было", — резюмирует он.
Как видно из данных статистики, индексы производства некоторых обрабатывающих отраслей Ленобласти показывают двузначный рост. Однако объективно оценить динамику сложно не только из-за провала в прошлом году, когда основная остановка производства из-за пандемии пришлась на весну: на фоне этого любой рост может показаться значительным.
До кризисного "очищения" ещё далеко
В Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ) провели сравнительный анализ динамики индексов по отношению к 2019 году (докризисному). И если темпы прироста к 2020 году постоянно растут (пик пока был зафиксирован в июне — 16,2%), то реальный, "очищенный" от кризиса рост (к 2019 году) замедляется. Пик реального роста аналитики ИПЕМ зафиксировали в апреле (+4,4%), а в последующие месяцы он был уже скромнее. "В итоге за первое полугодие 2021 года индекс ИПЕМ–производство вырос к 2020 году на 7,9%, к 2019-му — на 2,8%", — отмечается в исследовании.
Что касается спроса на промышленную продукцию, то, по данным института, номинально он начал восстанавливаться только в апреле, пик пришёлся на июнь (+9%). Реальное же восстановление спроса (к 2019 году) началось в июне, причём с очень скромных значений (+0,2%). "В итоге за первое полугодие 2021 года индекс ИПЕМ-спрос вырос к 2020 году на 1,8%, зато к 2019-му сократился на 2,3%", — говорится в исследовании.
Таким образом, можно действительно говорить о том, что промпроизводство в России в первом полугодии перешло в фазу реального роста. А вот признаки восстановления докризисных значений спроса появились только в июне. Станет ли эта тенденция устойчивой — пока вопрос.
В условиях кадрового дефицита
В Институте экономической политики имени Е.Т. Гайдара отмечают, что по результатам опроса предприятий минувший июнь ознаменовался ростом выпуска и спроса на продукцию промышленности. При этом запасы готовой продукции на складах участников рынка снижаются.
"Предприятия не спешат пополнять свои запасы даже в условиях положительной динамики фактических продаж и роста оптимизма прогнозов спроса", — отмечают эксперты института. Там добавляют, что баланс оценок запасов готовой продукции стал отрицательным в августе прошлого года и достиг минимума к декабрю. Уже 11 месяцев подряд этот показатель свидетельствует о неуверенности предприятий в преодолении острой фазы кризиса.
"Впрочем, указанная длительность периода неуверенности пока далека от рекордных 30 месяцев недостатка запасов, которые были зарегистрированы опросами Института Гайдара после дефолта 1998 года", — говорится в исследовании. "Навес" избыточных мощностей пока в целом сохраняется: так, во II квартале текущего года 7% предприятий с недостаточными мощностями противостоят 20% с избыточными.
Аналитики института полагают, что инфляционная волна, поднявшаяся в промышленности в июле 2020 года, вероятно, начинает затухать. В мае 2021-го о намерении повысить цены сообщили только 42% предприятий. Там также отмечают, что главным ресурсным ограничением становится недостаток квалифицированных кадров. Так, в мае промышленность не смогла увеличить число работников — притом что в апреле планы по найму были рекордными с начала 2008 года. В июне этот тренд несколько сгладился.