В Смольном довольны исполнением доходной части бюджетов муниципалитетов. Теперь они полностью зависят от дотаций города.
Начиная с 2021 года доходная часть бюджетов муниципальных образований Петербурга формируется за счёт 0,3% от собранного на их территории налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
Прежде доходы муниципалитетов формировались за счёт других источников — налога, собираемого по упрощённой системе (УСН), единого налога на вменённый доход, патентов, штрафов, а также налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Когда осенью прошлого года стало известно о том, что в Смольном готовится бюджетная реформа, оппозиционные депутаты активно выступали против неё, утверждая, что муниципалитеты из–за этого станут более зависимыми от городской администрации.
По оперативным данным, которые представил вчера на заседании в Смольном комитет финансов, суммарные доходы 111 МО достигли в первом полугодии 4,82 млрд рублей — это на 12,1% больше, чем за тот же период 2020–го. Споры и эмоции вокруг изменения доходной базы муниципалитетов председатель комитета финансов Санкт–Петербурга Алексей Корабельников назвал "зачастую не имеющими под собой никаких оснований".
"Что касается изменения доходного источника, то логика достаточно прозрачная, — отметил он. — НДФЛ — более предсказуемый и стабильный налоговый источник по сравнению с УСН".
Алексей Корабельников (глава комитета финансов) считает новую систему формирования доходов МО
более справедливой.
Одним из главных недостатков прошлой системы Корабельников называет дисбаланс, который приводил к тому, что отдельные муниципалитеты "просто не знали, как потратить поступающие им в бюджет денежные средства, накапливая годовые остатки в объёмах, сопоставимых или даже превышающих их годовые бюджеты".
В Смольном признают внедрённый с 2021 года подход более справедливым. "Новый принцип распределения доходов муниципалитетов очень прост: чем больше у муниципалитета площадь благоустройства, численность населения и, как следствие, пользователей потенциальными результатами работы местных властей, тем больше муниципальное образование получает средств в распоряжение", — отмечает Алексей Корабельников.
Впрочем, несмотря на позитивную динамику доходов МО, их структура кардинально изменилась. Если в январе–июне прошлого года почти 94% поступлений (4,02 млрд рублей из 4,3 млрд) составляли собственные налоговые и неналоговые доходы муниципалитетов, то теперь на них приходится лишь 25,8% (1,24 млрд рублей). Всё остальное — дотации из петербургской казны.
Это вызывает вопросы у муниципальных депутатов. Заместитель главы МО "Ульянка" Павел Кондрашов считает, что новый принцип формирования местных бюджетов направлен на дополнительный контроль муниципалитетов со стороны Смольного. "Именно правительство города теперь определяет, кому и сколько денег выделять. Соответственно, неудобные муниципалитеты можно поставить в зависимое положение. На мой взгляд, у нас в городе по старой модели формирования бюджета было больше самостоятельных муниципалитетов, которые получали основные средства за счёт налогов от малого бизнеса", — замечает он.
Депутат МО "Владимирский округ" Ксения Лаврова говорит, что бюджет муниципалитета стал меньше, что негативно сказывается не только на принципе независимости местного самоуправления, но и на проектах, которые планировала реализовать местная администрация.
"На мой взгляд, подобные инициативы Смольного окончательно добивают и без того еле живую муниципальную власть. Я бы решила этот вопрос по–другому — дала бы муниципалитету возможность самому выбирать финансовую модель своего существования", — добавляет она.