И большим, и малым: как банки поддерживают бизнес

Автор фото: Сергей Коньков

Сегодня бизнес всё ещё ощущает на себе влияние пандемии и её последствий. Однако в последнее время явно наметилась положительная тенденция: предприниматели восстанавливают обороты и переходят к развитию. Во многом — благодаря поддержке государства и банковского сектора.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, многие предприниматели не только не приостановили деятельность, а наоборот, использовали этот период для поиска новых возможностей, активно приобретали оборудование, вкладывались в бизнес-ипотеку, строительство новых производственных площадей. Количество таких сделок в прошлом году увеличилось, по разным оценкам, примерно на треть по сравнению с 2019 годом. До недавнего времени этому во многом способствовало снижение ставки по кредитованию, а наибольшую роль здесь сыграла совместная работа с государством по оказанию помощи бизнесу разного уровня.
По сути, банки стали основными операторами госпрограмм. Но на фоне того, что условия льготного кредитования были одинаковы для всех, клиенты стали обращать особое внимание на уровень сервиса и индивидуальный подход. В итоге в авангарде оказались банки с огромным опытом работы с клиентами среднего и малого бизнеса, которые на протяжении последних лет поддерживали предпринимателей независимо от экономической ситуации. Так, например, ПСБ, являясь одним из крупнейших банков страны, принимал активное участие в реализации мер антикризисной поддержки — было выдано более 50 млрд рублей льготных кредитов, и по объёмам помощи ПСБ занял третье месте в стране. В Санкт-Петербургском филиале поддержку получили более 2,3 тысяч малых и средних предприятий на сумму почти 4,5 млрд рублей. Причём 30% заёмщиков, обратившихся за господдержкой, были именно новыми клиентами.
Доступности финансовых инструментов способствовала общая диджитализация бизнес-процессов. Банки в этом смысле оказались наиболее продвинутыми и смогли быстро наладить работу в удалённом режиме. Например, только в ПСБ более 80% кредитов для пострадавших отраслей было выдано онлайн. Позднее банк расширил эту практику и перевел в цифру ряд других банковских продуктов, а в ближайшие три года планирует оформлять онлайн более 60% продаж всей продуктовой линейки.

Мал, да удал

В целом, средний и малый бизнес, который принял на себя основной удар коронакризиса 2020 года, продемонстрировал к концу года положительную динамику.
По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, на конец прошлого года, с учётом самозанятых, было 22,95 млн человек, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. В то время как на конец 2019 года насчитывалось 22,7 млн человек. Эксперты объясняют это, в том числе, высоким индексом потребительской активности, который в Петербурге выше, чем в среднем по России, а ведь именно потребительский спрос является локомотивом роста различных отраслей СМБ.
Кроме того, отличным показателем является и успешная реализация программы льготного кредитования ФОТ 2.0, которая предусматривала полное или частичное списание задолженности при сохранении компанией 80% и более своего персонала в период ограничений для бизнеса. Только по данным Санкт-Петербургского филиала ПСБ, который стал одним из операторов программы, с условиями ФОТ 2.0 справились 99% заёмщиков банка.
Именно программы господдержки в значительной степени помогли сектору МСБ пройти период наибольшей турбулентности 2020 года: бизнес в России в большинстве своем смог адаптироваться к текущим условиям, видит перспективы для развития и инвестирует. О том, что предприниматели с оптимизмом смотрят в будущее, говорит также индекс деловой активности малого бизнеса RSBI, который ПСБ регулярно рассчитывает совместно с "Опорой России". В 2021 году в Петербурге рост деловой активности в этом секторе отмечается уже третий месяц подряд. И если в мае индекс составлял 48 пунктов, то в июне достиг 51,5 пунктов. И это — на фоне третьей волны коронавируса и введения новых противоэпидемиологических ограничений.

Большие деньги

Что касается крупного бизнеса, то, безусловно, он всегда более устойчив к колебаниям рынка. Но в непростой период он также нуждался в помощи. Здесь одним из самых острых был вопрос финансирования оборотных средств, и для его решения правительство предложило ввести льготное кредитование системообразующих предприятий, включая оборонно-промышленный комплекс (ОПК). Банки приняли активное участие и в этой программе. Более того, например, в ПСБ если потребности клиентов превышали возможные лимиты финансирования, установленные в рамках этой программы, специалисты оперативно прорабатывали другие варианты с учётом антикризисных программ предприятий — готовили решения по реструктуризации, помогали формировать дополнительный оборотный капитал за счёт новых кредитных продуктов, финансировали и сопровождали контракты федерального значения и государственного оборонного заказа.

Бум кредитования

Отдельно стоит сказать и о поддержке населения. Совместно с банками государством были предложены и кредитные каникулы, и реструктуризация долгов для граждан, столкнувшихся с сокращением доходов. При этом за последний год — с июля 2020 года по июль 2021 года — потребительское поведение существенно изменилось. Как рассказали в ПСБ, второй и третий кварталы прошлого года прошли под эгидой "первых" волн пандемии. Банк активно предлагал клиентам ряд преференций в части облегчения кредитной нагрузки и переноса платежей — эта услуга была востребована и положительно оценена. В четвёртом квартале 2020 года начал оживать рынок потребительского кредитования. Сформировалась "привычка" к новым реалиям, клиенты стали чаще обращаться к банковскому финансированию в потребительском секторе и особенно в части ипотеки, подтверждением чему послужил бум кредитования с господдержкой. В ПСБ также отметили, что в 2021 году банку удалось нарастить выдачи беззалоговых потребкредитов в 2,2 раза по отношению к аналогичному периоду прошлого и позапрошлого годов.
Одна из ключевых задач банка в сфере работы с физическими лицами — это увеличение клиентской базы, в том числе путем привлечения на обслуживание сотрудников оборонно-промышленного комплекса.

Укрепление позиций

Лояльности клиентов, как в секторе работы с юридическими лицами, так и в рознице способствовало быстрое преобразование финансовых сервисов и переход на новые форматы работы на фоне эпидемиологической ситуации. Пандемия подстегнула освоение электронных сервисов для тех людей, которые раньше не могли или опасались использовать их самостоятельно и предпочитали проводить финансовые операции в отделениях банка. Кроме того, значительно расширилась линейка онлайн-продуктов.
Через гибкие условия кредитования, через персонификацию услуг, при сохранении безупречного сервиса банки поступательно завоёвывают новых клиентов. Теперь укреплять позиции и способствовать увеличению доли рынка ПСБ на Северо-Западе будет Татьяна Перемышлина, которая недавно была назначена на пост старшего вице-президента — управляющего Санкт-Петербургским филиалом ПСБ.
"Больше года назад мир изменился, мы научились по-другому жить и работать. ПСБ в Санкт-Петербурге быстро адаптировался под новые реалии и перестроил внутренние процессы. Банк не только удержал сильные позиции на рынке региона, но и помог жителям и компаниям преодолеть трудные времена. Сегодня перед командой ПСБ в Санкт-Петербурге стоят не менее амбициозные задачи: дальнейшее расширение клиентской базы, развитие сотрудничества с ведущими предприятиями города и области, усиление работы с розничным сегментом и СМБ. Наша стратегия на этот год предполагает расширение активной базы клиентов — физических лиц в регионе на 20%, тогда как рост бизнеса в сфере МСБ составит порядка 25–30%. Татьяна Крылова, которая 20 лет руководила филиалом ПСБ в Санкт-Петербурге, заняла пост старшего вице-президента - советника заместителя председателя ПСБ, на котором она будет заниматься GR и продолжит делиться своим многолетним успешным опытом для поддержки развития банка на Северо-Западе", — рассказал руководитель регионального бизнеса ПСБ Сергей Платонов.