Медвежья Усть–Луга: скрытые риски белорусского транзита через Северо-Запад

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Во сколько России обойдётся белорусский транзит через северо–западные порты.

В начале года Россия и Белоруссия подписали межправительственное соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов на экспорт через российские морские порты. Для белорусской стороны документ стал вынужденной капитуляцией: сопротивлявшиеся несколько десятилетий, "стратегические" союзники учли нарастающее санкционное давление со стороны Запада и сделали российские порты альтернативным направлением для поставок нефтепродуктов и в перспективе — калийных удобрений.
России соглашение принесло только политическую победу: ведь для того, чтобы снизить расходы из–за перенаправления грузов из Прибалтики в петербургские порты, потребовались уступки и даже скидки. О том, насколько оправдан такой риск и почему российская сторона создала себе лишние проблемы на перспективу, — в материале "ДП".

Вынужденная щедрость РЖД

Первоначально ситуация складывалась следующим образом: Россия обратилась к Республике Беларусь с просьбой, чтобы нефтепродукты, которые та получает из российской нефти, экспортировались не через Прибалтику, а через порты Финского залива, в частности через Усть–Лугу. У белорусов уже был опыт перевалки небольших партий через терминалы Усть–Луги, однако сейчас российская сторона предлагала перенаправить достаточно большие объёмы. В ответ белорусы попросили снизить тарифы на перевозку, чтобы перекрыть затраты, возникающие из–за изменения логистики.
Тарифы до Усть–Луги было предложено сравнять с тарифами на транспортировку до Клайпеды. В итоге возник вопрос о предоставлении скидки, которая по итогу была предоставлена. Соответственно, договорённость о "развороте" грузов на Россию была достигнута.
Очевидно, что соглашение с Россией нарушало определённые договорённости с прибалтийской группой портов. Впрочем, с учётом развития внешнеполитической ситуации разработка нового маршрута выглядит более чем выгодно для белорусской стороны, учитывая сложности между Белоруссией и Прибалтикой, вплоть до закрытия некоторых погранпереходов.
Переориентировка нефтепродуктов на порты Финского залива позволила сохранить возможность их транспортировки и продажи. Остался вопрос о влиянии санкций на спрос, однако пока для российской стороны он вторичен. Важно отметить, что санкции вокруг Белоруссии формируют множество преград для транзита и приводят к ненужной конкуренции с российскими компаниями в угоду политическим решениям. Согласно тексту, соглашение позволяет белорусским предприятиям переваливать 9,8 млн тонн нефтепродуктов через северо–западные морские порты РФ на 2021–2023 годы. Но уже в апреле 2021–го, по данным Минтранса, объёмы перевалки нефтепродуктов через российские порты превысили 222 тыс. тонн при планируемых 176 тыс. и с каждым месяцем только растут.
Усть–Луга используется для перевалки бензина, через Петербургский нефтяной терминал белорусы уже давно переваливают мазут, объёмы которого также превышают установленные нормы. При этом Российские железные дороги предоставили Белоруссии скидку в размере 50%, чтобы нивелировать разницу затрат на транспортировку в сравнении с прибалтийскими портами, и среди экспертов складывается мнение, что РЖД могут завершить аттракцион щедрости и пересмотреть условия сотрудничества.

Недолговечные тарифы

"Российские железные дороги, которые и сделали белорусам скидки, учитывая ситуацию, могут поднять вопрос о повышении тарифов ввиду своего полумонопольного положения: Прибалтика для белорусов закрыта, а товары нужно поставлять", — отмечает президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. Он допускает, что РЖД могут убрать скидку с 2022 года, увеличив транспортную составляющую и тем самым свой доход. Белоруссия будет вынуждена использовать то плечо и мощности, которые предоставляет Петербург, поэтому ситуация будет в определённой степени развиваться в этом ключе.
"Единственный момент, который возникает, — обращает внимание Павел Иванкин, — санкции вводятся против самих белорусских НПЗ. В частности, на Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод, который уже находится под санкциями, российские компании нефть не поставляют. Будут искаться пути по обходу санкций, для того чтобы у белорусов появилась возможность производить нефтепродукты и экспортировать их через Петербург и Ленобласть для сохранения серьёзного источника доходов. Но для российских компаний пока большая проблема с экспортированием в том же объёме нефти в Беларусь ввиду риска попадания под санкции".
Вопрос об экономической прибыли становится актуальным, если посмотреть на статистику объёма перевалки грузов в морских портах Российской Федерации, который по сравнению с прошлым годом, когда пандемия коронавируса только набирала обороты, уменьшился, несмотря на превышение белорусами квот (см. инфографику).
Скидка РЖД должна была действовать до 2025 года. В соглашении прописаны объёмы по направлению, и, как только они будут увеличиваться, у РЖД может возникнуть право пересмотреть размер скидки. Вопрос — воспользуется ли им российская компания. Очевидно, что решение о подобных преференциях носит исключительно политический характер, однако создаёт неравные условия конкуренции для российских поставщиков. Так, по словам ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, решение о предоставлении скидки Белоруссии вызвало серьёзную волну недовольства среди российских поставщиков.
Ситуация с РЖД выглядит особенно интересно, учитывая слухи полугодичной давности, когда в СМИ говорилось о возможной покупке РЖД Белорусских железных дорог. Гипотетически это было реально: РЖД уже выступают концессионерами Армянских железных дорог. Дальше новостей эта затея не сдвинулась ввиду неготовности белорусов обсуждать потерю независимости своей "железки".
Однако если бы эта сделка состоялась, то вопрос тарифов на перевозку не стал бы проблемой ввиду вхождения в единую сеть РЖД.

Забыли про дизель

Учитывая, что межправительственное соглашение касается перевалки мазута, бензина, масла и газойля, возникает вопрос, что белорусские власти планируют делать с поставкой дизеля, которого только за 2020 год страна произвела 5,8 млн тонн.
Предыдущая схема поставки по трубопроводу через Украину в Венгрию и Чехию из–за санкционного давления может привести к банальному аресту объёмов, поэтому при пересмотре соглашения Россия и Белоруссия могут включить в список нефтепродуктов и дизель.
Однако наиболее вероятным вариантом видится создание новых, ещё не попавших под санкции фирм, ведь европейские санкции не запрещают покупать белорусские нефтепродукты, а вводят запрет на покупку у конкретных компаний.

Пустующий порт

Отдельный и не менее интересный вопрос — что делать с Клайпедским портом, в котором белорусы владеют значительной долей. Несмотря на отсутствие прямого запрета на транзит через Прибалтику, учитывая скорость принятия санкций, есть большая вероятность, что эти мощности будут простаивать.
Доля в порту — это фактически коммерческий риск. Продать свою долю, учитывая, что сейчас любая сделка с белорусами может иметь негативные последствия для европейского бизнеса, будет сложно, и в итоге получится актив, который будет висеть балластом.
Белорусы уже предприняли попытку обойти санкции в нефтяной отрасли: 17 июня компания "Белоруснефть" вышла из состава концерна "Белнефтехим", который попал под санкции США, чтобы сохранить возможность экспорта нефтепродуктов, однако ожидать, что этот манёвр останется без внимания западных стран, глупо.
Ну и, естественно, придётся думать, где осуществлять перевалку калийных удобрений, экспорт которых приносит значительный доход в бюджет Белоруссии.