Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) выплатит "Газпром флоту" 190 млн рублей за просрочку сдачи двух судов снабжения для строительства "Северного потока — 2".
ОСК выполняла генподряд на разработку технической документации и строительство судов для снабжения полупогружных плавучих буровых установок (проект 22420).
Первое судно, получившее впоследствии имя "Иван Сидоренко", стоимостью 4,2 млрд рублей необходимо было поставить "Газпром флоту" в апреле 2018 года (фактически — в декабре 2018–го). Второе — "Остап Шеремета" стоимостью 3,7 млрд — планировалось передать в декабре 2018–го. Но это произошло лишь год спустя.
Общая сумма, предъявленная заказчиком к взысканию, составила 473 млн рублей.
ОСК была не согласна. Юристы корпорации указывали, что причины задержки работ были "существенными, объективными и независящими от воли ответчика". Одна из них — введение в отношении АО "ОСК" экономических санкций после крымских событий 2014 года. Доля импортного оборудования на судах тогда превышала 90%.
Из–за санкций некоторые зарубежные компании отказались от сотрудничества, а на поиск новых контрагентов потребовалось время. ОСК также пришлось долго согласовывать приезд иностранных экспертов для пусконаладочных работ, говорится в материалах дела.
В результате арбитраж снизил взыскиваемую сумму почти в 2,5 раза.
"При заказе судна у заказчика есть чёткие планы относительно начала его эксплуатации и окупаемости инвестиций, — говорит управляющий партнёр юридической фирмы Navicus.law Константин Краснокутский. — Срыв сроков приводит к убыткам. В любом судостроительном контракте вы найдёте ответственность за несдачу судна в срок, в частности в форме неустойки. Проблема российского права — это ст. 333 ГК РФ и практика её применения. Хотя в ней говорится, что уменьшение неустойки по договору допускается в исключительных случаях, суды чуть ли не по каждому заявлению судостроителей снижают её".
Суда проекта 22420 предназначены для снабжения буровых установок расходными материалами (включая трубы), запчастями, топливом, водой и продовольствием. Их длина составляет 90 м, ширина — 19 м, дедвейт — 4,4 тыс. т. Как минимум одно из них участвовало в достройке "Северного потока — 2". По данным VesselFinder, сейчас оба "снабженца" находятся в Германии.