Из варяг, но не до греков: Новгород станет на один причал ближе

Автор фото: "ДП"

Запуск водного сообщения между Петербургом и Великим Новгородом задержала пандемия. Правда, и подходящих судов почти нет.

Построить сеть пассажирских причалов на Неве и Волхове по пути "из варяг в греки" инвестор (ООО "Конт") планировал ещё в 2019 году. Сперва подвели затянувшиеся переговоры с Новгородской областью по месту строительства в Великом Новгороде, затем пандемия.
В 2021 году инвестор станет ближе к реализации своей задумки на один причал, но до Новгорода всё равно не доберётся: рядом с выбранным там местом строительства необходимо реконструировать набережную.

Осталось одно место

В 2019 году "Конт" построил на пути "из варяг в греки" пять причалов: в Дубровке, Киришах, в селе Грузино Новгородской области и два в Петербурге, у моста Александра Невского. Ранее были возведены сооружения в Старой Ладоге. За 2019 год ко всем причалам "Конта" (кроме "Орешка", который появился в 2020–м) было произведено 234 швартовки круизных судов, а область посетили 39,7 тыс. пассажиров, следующих внутренним водным транспортом, говорят власти Ленобласти. После строительства причала на Ореховом острове крепость в прошлом году дополнительно посетили 12 тыс. человек.
В нынешнем планируется поставить ещё одно сооружение — у диорамы "Прорыв блокады Ленинграда" в Кировске, к строительству которого "Конт" приступил на днях. Сейчас рядом с Ладожским мостом в составе федеральной трассы Р–21 "Кола" через Неву специальный плавучий кран погружает сваи. На строительство уйдёт несколько месяцев.
Причал будет ориентирован на скоростной флот, поскольку близость судового хода не позволяет швартовать здесь большие суда. Он позволит запустить путешествие выходного дня по маршруту Петербург — Кировск — крепость Орешек — Невская Дубровка — Петербург.
"Мы планировали построить его ещё год назад, но из–за пандемии работы пришлось отложить. Он закольцует маршрут между Петербургом и крепостью Орешек и будет востребован у скоростного флота. Когда мы объявили о строительстве этого причала, многие судоходные компании заинтересовались, — рассказал директор “Конта” Алексей Обрядин. — Планов много, но турпоток по известным всем причинам спал.
Нужно всё рассчитывать с точки зрения финансов заново. В приоритете — причалы в Кировске и Великом Новгороде. В Ленобласти построили практически везде. Осталось одно место, которое мы ещё рассматриваем. Озвучивать его пока не буду".

Даёшь миллиард

По словам Обрядина, строительство в Кировске должно было обойтись компании в 30–35 млн рублей. Теперь же из–за резкого подорожания металла стоимость составит не меньше 50 млн.
В рамках ПМЭФ–2018 инвестор подписал соглашение с Ленинградской и Новгородской областями, а также с Республикой Карелия и ООО "СК “Инфофлот”" о сотрудничестве в сфере развития инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта на 1 млрд рублей. По словам Обрядина, если учесть все построенные сооружения, то он уже практически вышел за пределы этой суммы.
"Причал у диорамы — один из объектов транспортной инфраструктуры. Он войдёт в сеть, которую мы предполагаем развивать дальше по соседям: в Новгородскую область, в Карелию, полностью восстановить путь “из варяг в греки” по Волхову. Если бы не пандемия, все причалы на пути “из варяг в греки” уже бы построили, наверное", — прокомментировал председатель комитета по транспорту Ленобласти Михаил Присяжнюк.
Чиновник отметил, что тратить бюджетные средства на данную инфраструктуру для региона было бы дорого.
"Интереснее, чтобы частный бизнес всё построил и эксплуатировал, а в Ленобласти, Санкт–Петербурге, Новгородской области и Карелии была бы развитая сеть причалов. Готовы подключиться к предоставлению различных услуг", — добавил Присяжнюк.

Неподступный Новгород

Строительство в Великом Новгороде изначально планировали вести в самом сердце города — у стен Кремля, за существующим причалом. Но выяснилось, что инвестору пришлось бы проводить археологические раскопки, что могло сильно затянуть реализацию проекта.
Запуск и так уже откладывали несколько раз: с лета на осень 2019 года, затем на весну 2020–го. Немало времени ушло как раз на согласование места будущего проведения работ.
По словам Алексея Обрядина, разрешение на строительство в Великом Новгороде инвестор получил. Сооружения возведут на противоположном от Кремля берегу, между Ярославовым дворищем и гостиницей "Россия".
"Власти решили эту набережную реконструировать. После того как они закончат, мы сразу приступим к работам. В правительстве Новгородской области говорят, что реконструкция набережной продлится в 2021–2022 годах. Как получится на деле, неизвестно. Всё от региона зависит. Я причал могу и сейчас построить. Причал сам по себе несложный", — говорит Обрядин.
Реконструкция участка набережной Александра Невского от пешеходного моста до гостиницы "Россия" обойдётся в 237,9 млн рублей. Весной власти выбрали подрядчика для этих работ.
Приступить к ним он должен в сентябре 2021 года, закончить — в ноябре 2022–го. Источниками финансирования станут бюджеты трёх уровней: федеральный, областной и муниципальный.

Маршрут есть — судов нет

На вопрос, когда до Великого Новгорода можно будет добраться по воде, Обрядин отвечает: "Когда корабли построят".
"Надеюсь, когда в Великом Новгороде построим причал, в головах появятся мысли, что нужно что–то делать, чтобы ходить туда. Сейчас в Новгород в навигацию есть только четыре судозахода одной московской компании. Это ненормально. Мы же не для этого вкладывались. Почему судозаходов мало? Потому что суда могут пройти по Волхову только в августе, когда уровень воды это позволяет", — говорит директор "Конта".
Сейчас для Волхова подходят всего два судна: "Есенин" и "Грин". Этого для регулярных перевозок недостаточно. В Петербурге подходящих судов нет. Метеорами или кометами — очень дорого, да и канал на Волховской ГЭС для них не подходит.
Новые суда, по словам Обрядина, должны как раз входить в габариты шлюза на ГЭС, по высоте проходить под мостами через Волхов (самый низкий — железнодорожный в Грузино), а также иметь осадку 2 м с небольшим.
"Если начать проектировать судно сейчас, оно появится только года через три–четыре. Чтобы суда начали строить, нужно как–то заинтересовать судовладельцев. Акцизы на топливо, например, отменить или льготный лизинг предложить. Корабли и из Европы можно привезти. Если бы НДС отменили, компании что–нибудь бы и завезли", — предполагает Обрядин.
С судостроением действительно есть сложности. Летом 2020 года компании "Водоходъ" был передан новый российский теплоход "Мустай Карим" — плавучий пятизвёздочный отель. Пока это единственный за 60 лет построенный на российской верфи теплоход.