Вас тут не стояло: петербургские эвакуаторщики боятся потерять бизнес

Автор фото: ТАСС

Смольный забрал у МВД часть полномочий по эвакуации автомобилей. Компании–эвакуаторщики переменам не рады: боятся потерять доходы или вообще бизнес.

Соглашение между МВД и правительством Петербурга о передаче городскому комитету по транспорту полномочий по администрированию штрафов и эвакуации машин за неправильную парковку было подписано ещё в конце 2020 года. С 29 июня 2021 года комитет приступил к их реализации, для чего в его структуре создано управление по выявлению административных правонарушений. Ему отошло право следить за соблюдением требований дорожных знаков 3.27 "Остановка запрещена", 3.28 "Стоянка запрещена", а также 3.29 и 3.30 — запрет стоянки по нечётным и чётным числам.

С ручкой и бумажкой

Выносить постановление о нарушении правил парковки Комтранс будет в автоматическом и ручном режимах. Если оно зафиксировано камерой, то владельца автомобиля ждёт только штраф (все административные штрафы должны автоматически попадать в личный кабинет на портале "Госуслуги"). Если нарушение обнаружит инспектор, он составит протокол и вызовет эвакуатор. В этом случае автомобиль отправят на одну из 12 городских штрафстоянок.
Ни эвакуаторов, ни штрафстоянок у Комтранса нет, поэтому необходимо было прибегнуть к помощи частных организаций. Как пояснили в ведомстве, непосредственно со службой эвакуации контракты заключает комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности. На сегодняшний день он работает с пятью компаниями: ООО "Исток", ООО "Нева–Спорт", ООО "СпецСтоянка", ООО "ЕвроТраст", ООО "Форвард". На рынке они известны давно.
"Пришёл комитет, забрал у ГИБДД дорожные знаки. А что у них есть? Ручка и бумажка. Стоянок своих нет, знаний и умений нет, эвакуаторов тоже. Они пришли, попросили эвакуаторы, им выделили. А эвакуаторы в итоге стоят, — поделился с “ДП” один из сотрудников компании “Нева–Спорт”. — Чем меньше машин мы эвакуируем, тем меньше заработаем. Полдня прошло, а у меня — ноль. А солярка расходуется. Раньше (с ГИБДД. — Ред.) было очень быстро: я за час две машины отвозил. Приезжаю — у меня бумаги заполнены, нужно только вписать данные автомобиля. Сотрудники же комитета всё пишут с нуля и долго. Приходится им объяснять, как бумаги заполнять".
По его словам, норма для одного эвакуатора — пять машин в день.
В Комтрансе "ДП" уточнили, что расходы на работу служб эвакуации в бюджет города не заложены. "Компании находятся на самоокупаемости", — пояснили в ведомстве.
Сегодня стоимость перемещения машины на штрафстоянку составляет 3 тыс. рублей. Штраф за неправильную парковку — также 3 тыс. рублей, и теперь он идёт в городской, а не в федеральный бюджет, как было ранее.

Плавно "отжали"

Бывший советник директора ГКУ "Городской центр управления парковками" Олег Ребеза вспоминает, что Москва плавно перевела всю эвакуацию на себя, когда занялась этим вопросом. Вероятно, то же самое может произойти и в Петербурге.
"Когда эвакуация перешла в ведение московского Дептранса, на первых порах ГКУ “Администратор московского парковочного пространства” (ГКУ АМПП, Московский паркинг) арендовало эвакуаторы у частных компаний. После они закупили порядка 150 эвакуаторов, всего на тот момент было 330–340. Года два–три назад Максим Ликсутов, глава Дептранса Москвы, дал команду убрать частные эвакуаторы, чтобы остались только государственные. Плюс Москва закупила ещё новых машин", — говорит Ребеза.
Урбанист и специалист по городскому и транспортному планированию Алексей Радченко отмечает, что этот путь, который Москва прошла несколько лет назад, полностью поменял облик города.
"ГИБДД не хочет, да и не может полноценно организовать контроль за ПДД и тем более эвакуацию нарушителей. Во всём мире этим занимаются местные власти, пусть даже в лице муниципальной полиции (которой нет в России). МВД — федеральная структура, и её интересы чуть дальше от города, чем у местной власти. Если город и правда хочет решить эту проблему, то должен сделать это сам", — считает Радченко.
Он также отмечает, что эвакуация может быть как частной, так и государственной. Вопрос в чётких правилах игры и работы службы. "Если город сможет делать это сам, отлично. Наймёт кого–то, но будет контролировать его работу — тоже хорошо. Ответственность в любом случае на комитете", — говорит урбанист.
Представитель одной из петербургских компаний, занимающихся эвакуацией, опасается, что петербургские чиновники по примеру московских могут "забрать" себе этот бизнес. В Комтрансе на вопрос, намерено ли ведомство самостоятельно заниматься эвакуацией, заявили, что "в настоящее время данный вопрос не рассматривается".
По данным "ДП", в год в городе за нарушения эвакуируется 120 тыс. автомобилей. Таким образом, выручка эвакуаторщиков по ним составляет порядка 360 млн рублей.

С барского плеча

Тем временем, по данным "ДП", московское ГКУ АМПП передаёт Петербургу 30 своих эвакуаторов с установкой крано–манипуляторного типа марки MAN, которые списывает у себя ввиду обновления парка.
Эти машины находятся в хорошем состоянии и при должном обслуживании могут прослужить 3–4 года точно.
Также в скором времени полномочия Комтранса по эвакуации автомобилей могут расшириться, что выглядит логичным. Например, пока ведомство в полной мере не может эвакуировать машины с выделенных полос. Лишь в зоне действия знаков 3.27–3.30 с табличкой 8.24 "Работает эвакуатор", но такие знаки перед выделенками стоят не всегда.
"Это ошибка. Без контроля за выделенными полосами они не смогут полноценно работать. Сейчас нарушения выявляются в минимальном объёме. Есть надежда, что это изменится", — говорит Алексей Радченко.
По его мнению, критика эвакуации будет всегда, но при полноценной и массовой эвакуации жители увидят, что увозят всех и из всех мест, а не только в "ловушках" или там, где надо выполнить определённые показатели.
"МВД живёт по палочной системе: главное — поймать определённое число нарушителей минимальными усилиями. У города другое целеполагание, и это будет заметно водителям", — считает эксперт.

Добрые вначале

Забрав полномочия по штрафам, Комтранс обнародовал подробный график патрулирования улиц, что у многих вызвало недоумение.
"График патрулирования улиц опубликован для дополнительного предупреждения автомобилистов об эвакуации. Также сотрудники пешей инспекции оставляли памятки о соблюдении ПДД на автомобилях нарушителей. Безусловно, такая практика будет осуществляться только на начальном этапе. В дальнейшем надеемся на сознательность горожан и гостей города", — прокомментировали в комитете.
Но это не помешало эвакуировать в первый день 32 автомобиля и составить на месте семь протоколов.
Сущностного различия между администрированием парковки силами МВД или Комтранса я не вижу. Ни одни, ни вторые не вникают, зачем ограничения парковки нужны, зачем выполняется эвакуация и выписываются штрафы, — для них это "статья пополнения бюджета". То есть не средство достижения цели безопасности и устойчивости движения. Эвакуация — это способ заработать. Как для бюджета, так и для эвакуаторов и стоянок — бесконечно прибыльный бизнес с неадекватно завышенными тарифами. Ну а власть тут нисколько не на стороне горожан и города. Яркий пример: когда идёт сплошная эвакуация совершенно без связи с уборкой снега или пыли, брошенные машины не эвакуируются, потому что за них никто не заплатит. Вряд ли в Петербурге произойдёт такой передел рынка, как в Москве, — и игроки, и деньги помельче. Просто теперь бенефициаров станет больше, тарифы вырастут, водители будут платить больше, вытаскивать машины окажется сложнее. А толку, например более чистых улиц или обеспечения принципов Vision Zero (международная программа по повышению безопасности на дорогах. — Ред.), никакого. Так что ни в плюс, ни в минус — просто одни чиновники забрали полномочия у других.
Иван Вергазов
транспортный инженер и автор telegram–канала "Сказочный проектировщик"
На мой взгляд, функциями эвакуации должна заниматься администрация Санкт–Петербурга, потому что это прямое пополнение городского бюджета. Штрафы идут в региональную казну. Автомобилисты города к изменениям относятся в общем–то безразлично, потому что институт эвакуации существует довольно длительное время. Тут меняется только оператор, поэтому дополнительных высказываний у водителей на этот счёт нет. Есть ощущение, что это стало частью некоего заработка. Эвакуация осуществляется для наполнения бюджета. Мы выступаем за то, чтобы эвакуировались только те автомобили, которые в первую очередь создают заторовые ситуации, ограничивают видимость и так или иначе мешают на дорогах общего пользования. И за неэвакуацию транспортных средств с улиц, где запрещена остановка и стоянка по определённым дням, так как якобы осуществляется уборка, но по факту ею и не пахнет. Надеемся, что петербургский комитет по транспорту учтёт эти замечания и предложения и эвакуировать действительно будут только мешающие автомобили. Если произойдёт передел рынка эвакуации, на мой взгляд, это плюс. Это встряхнёт эвакуационные компании.
Святослав Данилов
руководитель региональной общественной организации автомобилистов "СПб.Авто"