Егор Кулаков Все статьи автора
12 июля 2021, 11:03 7438

С голливудским лоском: в Петербурге формируется новый стиль элитных домов

Если бы Джей Гэтсби — главный герой фильма "Великий Гэтсби", которого сыграл Леонардо Ди Каприо, — планировал купить недвижимость в Петербурге, он наверняка бы искал себе что-нибудь в стиле ар-деко. Это направление тяготеет к образам роскошных нью-йоркских небоскрёбов и именно в культовом романе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, по которому снята кинокартина, эпоха расцвета ар-деко описана идеально. Однако в Северной столице проектов, сравнимых с лучшими примерами американской архитектуры, крайне мало. Подробности — в репортаже "ДП"

Сама история появления ар-деко без преувеличения достойна голливудской экранизации. Главными героями и действующими лицами этого фильма могли бы стать архитекторы. Они в депрессивное послевоенное время 20-х годов прошлого века, когда в обществе созрел запрос на перемены, начали переносить на свои чертежи мысли и желания уставшего от разрухи поколения. Прообразы новой реальности впервые демонстрировались на различных выставках и салонах. Одно из важнейших таких событий состоялось в Париже в 1925 году.

Как отмечает в своих лекциях Ксения Малич, кандидат искусствоведения, историк архитектуры и старший преподаватель НИУ ВШЭ в Петербурге, особую популярность ар-деко приобрёл в США во времена высотной гонки. Этот стиль стал олицетворением бурного научно-технического прогресса и стремления американцев совершить невозможное: построить самый высокий небоскрёб в неповторимых чертах, выделиться на фоне остального мира и показать превосходство Нового света.

Главной площадкой для демонстрации величия архитектуры нового времени стал Манхэттен. Именно здесь благодаря формированию Нью-Йорка как делового центра мира активно поддерживался тренд на респектабельность и наслаждение жизнью. Но ар-деко не всегда был синонимом роскоши. Его основная задача — сделать жизнь максимально современной, удобной и комфортной. По словам Ксении Малич, ар-деко на пике популярности задал очень высокие стандарты комфорта, которые радикально с тех пор почти не поменялись, а лишь усовершенствовались за счёт внедрения технических новинок.

Небоскрёб корпорации Chrysler в Нью-Йорке
Небоскрёб корпорации Chrysler в Нью-Йорке
Фото: Александр Щербак/ТАСС

В Петербурге ар-деко развивался по своему, во многом уникальному пути. Зачатки появления элементов этого стиля в Северной столице можно увидеть ещё в дореволюционной архитектуре, когда строгим чертам модерна начали придавать не только функциональное, но и смысловое разнообразие.

Позже советские архитекторы преобразовали накопленный опыт и, несмотря на идеологические ограничения, смогли предложить собственный подход к данному стилю. Так, член-корреспондент РААСН, доктор архитектуры и профессор СПбГАСУ Юрий Курбатов относил несколько петербургских зданий к эволюционной ветке ар-деко. Речь идёт, например, о доме на Петровской набережной и ансамбле Ивановской улицы на Щемиловке. Монументальные фасады, строгие вертикальные линии, декоративный, но уместный орнамент действительно имеют общие черты с ар-деко.

Связь с ар-деко прослеживается и в домах советской постройки
Связь с ар-деко прослеживается и в домах советской постройки
Фото: yandex.ru/maps

К более поздним работам, близким к ар-деко, можно причислить головной офис банка "Санкт-Петербург" — бизнес-центр "Санкт-Петербург Плаза" на Малоохтинском проспекте, выполненный по индивидуальному проекту архитектурного бюро "Евгений Герасимов и партнёры" и NPS Tchoban Voss GbR Architekten BDA. Особенно заметно это по интерьерам комплекса, наполненным культурными отсылками к великим цивилизациям, что весьма характерно для ар-деко.

интерьер "Санкт-Петербург Плаза"
интерьер "Санкт-Петербург Плаза"
Фото: citywalls.ru

Среди архитектурных новинок последнего времени в стиле ар-деко выделяется жилой дом "Институтский, 16" от LEGENDA Intelligent Development, который также создавался в мастерской Евгения Герасимова. Это едва ли единственный представитель ар-деко в жилой недвижимости Петербурга, подобных примеров найти почти невозможно.

"Основным источником вдохновения для архитекторов стала Пятая авеню в Нью-Йорке, в той её части, которая выходит на Центральный парк. Это узнаваемый стиль американского ар-деко: строгие линии и натуральные цвета фасада, обилие стекла, растительные и анималистические орнаменты. Здание симметричное: оно имеет два крыла, между которыми расположен входной вестибюль жилой части и поэтажные лифтовые холлы, решённые в той же стилистике. Вход в жилую часть акцентирован двумя пилонами, на которые опирается стеклянный навес, защищающий всю входную зону от дождя. Северный фасад здания декорирован тонкой сеткой золотистых профилей поверх чёрного стекла и расположенными в шахматном порядке золотистыми узорами в простенках. Остальные фасады имеют строгую структуру, где простенки с облицовкой под травертин чередуются с проемами окон. Под каждым из окон расположены золотые декоративные вставки-медальоны также на чёрном фоне. Окна объединены в пояса по 2 этажа высотой, что визуально усиливает вертикальную направленность всего здания", — рассказывают о своём проекте в мастерской архитектора Евгения Герасимова.
/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Дом строится в одном из самых зелёных уголков Петербурга, рядом с садом "Серебряный пруд". Исторически этот район называли Лесной. Удельный парк, Сосновка, парк Лесотехнической академии, сквер Академика Лихачева и парк Политехнического университета находятся в нескольких минутах ходьбы от дома. В Петербурге практически не найти парков с уютными аллеями и прудами, откуда бы открывались виды на небоскрёбы в стиле ар-деко, а квартиры имели бы так называемый parkland-view, поэтому отсылка "Институтский, 16" к голливудским образам вполне объяснима.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Внутренняя начинка дома также соответствует эстетике ар-деко. В частности, в парадном холле можно будет увидеть глянцевый чёрный мрамор, песочный травертин, тёплый оникс, классическое золото, зеркальные фрагменты в сочетании со вторым светом, удлинёнными лифтовыми порталами и большой площадью остекления.

Парадный вестибюль украсит декоративное интерьерное панно в лучших традициях дорогих нью-йоркских домов, воплотивших стиль ар-деко. Это мозаичное панно можно назвать настоящим произведением искусства, которое разрабатывалось по индивидуальному заказу специально для проекта "Институтский, 16".

Авторы шедевра отмечают, что сюжетная линия панно богата образами и символами, связанными с семейными ценностями и особенностями места, где находится грандиозное здание. По краям композиции изображены фигуры нимф-воительниц, как символ защиты. В руках они держат чаши с чистой водой, а у их ног расположились два аиста, символизирующих семейное благополучие и домашний уют. Между нимфами в верхней части панно находится сова с раскрытыми крыльями и ключом от дома в когтях, что олицетворяет мудрость и стабильность. Лучи солнца, которые пронизывают всю плоскость изображения, символизируют тепло, жизненную силу и благополучие. В нижней части находятся речные рыбы — форель, которая обитает только в чистой воде.

Сопровождает панно латинское выражение Incipit vita nova, что в переводе означает "Начинается новая жизнь". Кайма панно выполнена в виде золотого орнамента с изображением ящериц — символов изобилия и благосостояния. Визуально этот ход перекликается с медальонами в стиле ар-деко на фасадах, в виде представителей местной фауны. В целом мозаичное панно состоит из 50 тыс. элементов смальты различных оттенков. Кропотливую ручную сборку выполнят художники станковой живописи Мастерской Андрея Журавлева, которые уже работали с LEGENDA над витражами проекта "Победы, 5".

Эксперты подчёркивают, что стиль ар-деко спустя столетие после своего рождения заново обретает популярность. Как и в прошлом веке, это связывают с очередным витком технического прогресса и развитием инноваций.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама