Застройщиков нагрузили социалкой: Смольный обеспечит себя полностью

Автор фото: Ермохин Сергей
Созданная Смольным градостроительная комиссия должна сделать открытым процесс определения, сколько и какую социальную и дорожную инфраструктуру должен создать застройщик для каждого своего объекта. Без её прохождения не будет согласовываться ни один жилой проект. По факту объём нагрузки на строителей не изменится, но зато всё станет прозрачнее, уверил "ДП" автор идеи, глава комитета по строительству Смольного Игорь Креславский.

Как с началом работы Градкомиссии будет рассчитываться нагрузка на жилищные проекты и вырастет ли она для девелоперов?

— Нагрузка на девелоперов будет рассчитываться относительно необходимой обеспеченности проектов. Она прописана в Правилах землепользования и застройки. То есть всё очень прогнозируемо.

Если компания строит дом в квартале, где есть школа и садик, то с неё возьмут чем–то другим или можно считать, что ей повезло и получилось сэкономить?

— Предметом рассмотрения комиссии является обеспеченность конкретного проекта положенным количеством мест в школах и детских садах. Рядом много чего может быть, но это не значит, что инфраструктуры хватает или её достаточно для нового строительства ещё одного жилого дома или квартала. Нехватка инфраструктуры по всем районам значительная.

То есть будете брать по полной всё, что заложено в нормативах?

— Обеспечивать себя надо, конечно, полностью.

Как будет рассчитываться нагрузка по дорогам?

— В комиссию включены представители комитета по развитию транспортной инфраструктуры и комитета по транспорту. Именно их специалисты в составе комиссии будут заниматься расчётами по дорогам и транспорту, исходя из собственных нормативов.

Требования к апартаментам и жилым домам будут одинаковыми?

— Пока у нас законодательно не отрегулировано определение апартаментов, считается, что апартаменты — это жильё временного пребывания. При этом мы видим, что зачастую апартаменты используются для постоянного проживания. Соответственно, это в принципе жильё, хоть и называется по–другому. Значит, требования по обеспеченности социальными учреждениями, паркингами должны быть соответствующие.

После того как компания пройдёт Градкомиссию и получит список требований, этот список можно будет считать закрытым?

— Конечно, решение градостроительной комиссии будет окончательным.

А на какой стадии будет обсуждаться проект?

— У нас будет стадия оценки архитектурно–градостроительного потенциала территории, независимо от наличия или отсутствия у проекта архитектурно–градостроительного облика. То есть на относительно раннем этапе, когда ещё можно оценить нагрузку и принять правильные управленческие решения.

Когда запланировано первое заседание?

— Регламент работы комиссии мы планируем принять в июле текущего года. После этого состоится первое рабочее совещание с рассмотрением объектов.

Повестка для него уже готова?

— Пока нет.

А как сейчас проходят согласования? Наверняка многие компании пытаются успеть вне общей процедуры решить какие–то вопросы.

— Смысла в этом нет, нагрузку по инфраструктуре мы сейчас считаем так, как будем считать на комиссии. Просто сейчас, пока это единое окно не заработало, приходится обращаться в различные комитеты за согласованиями.

Как идёт работа по городским соцобъектам? В прошлом году вы ударно сдались, как на исполнение адресной инвестиционной программы (АИП) в этом году влияет кадровый дефицит и рост цен на материалы?

— В прошлом году мы и правда сдали много объектов — суммарно по АИП и из резервного фонда мы освоили более 26 млрд рублей, это исполнение около 93,7%. В этом году план примерно такой же, мы намерены всё исполнить. Для сравнения: в 2019–м было около 9 млрд рублей.
Кадровые проблемы действительно были, они касались рабочих строительных специальностей. Сейчас они постепенно решаются, пошёл приток рабочих из бывших союзных республик.
По стоимости материалов сложнейший вопрос и очень важный. В контрактах предусмотрена определённая стоимость, в которую по текущим расценкам на материалы невозможно уложиться. Сейчас идёт разработка корректировок законодательства, чтобы вносить изменения в действующие контракты в части ценообразования. Надеюсь, что в ближайшее время эти решения будут приняты. Пока конкретных проблем нет — подрядчики справляются на всех объектах, но если соответствующие решения не будут приняты, то они, конечно, появятся.

Как быстро надо решить вопросы?

— В течение месяца — на федеральном уровне, а дальше уже понадобятся нормативно–правовые акты регионального уровня.

Удорожание каких позиций наиболее критично для соцобъектов?

— Самая критичная ситуация сейчас с металлом. Цены выросли уже вдвое, и рост продолжается, на какой точке процесс остановится, прогнозировать сложно. Понятно, что это связано с мировым спросом и ростом цен на металлоизделия, на металлопродукцию. В контексте АИП это существенно сказывается на спортивных сооружениях, где используется максимум металлоконструкций.
Также существенно подорожало дерево, другие материалы. Это неминуемо обязательно скажется на стоимости строительства и социальных объектов, и жилых. Поэтому себестоимость существенно повысится.

Вы продолжаете проводить конкурсы на выбор подрядчиков для объектов АИП или взяли паузу на пересчёт?

— Очень много уже разыграно. Запланировано порядка 40 конкурсов, из которых объявлено и проведено уже 20. То есть все процедуры идут по плану, своевременно. Не хотелось бы их откладывать, потому что это повлияет на сроки ввода. Отменять — самое простое. Поэтому мы ждём инструмента, который позволит вносить изменения в действующие контракты.

Есть понимание, что после принятия нормативных актов в дефицитном бюджете города найдутся на это деньги?

— Мы работаем над этим. Бюджет действительно дефицитный, но в данном случае речь идёт о социальных объектах, они должны быть построены. Особо вариантов нет, даже если какие–то материалы теперь стоят вдвое дороже.

Не могу не спросить про льготную ипотеку. Как оцениваете продление программы?

— Понятно, что льготная ипотека была хорошим драйвером для строительной отрасли, и хорошо, что её продлили. Опять же очевидно, что для Петербурга, для Москвы она в новой редакции практически не подойдёт из–за ограничения до 3 млн рублей. Но вряд ли это сильно повлияет на спрос — он в Петербурге довольно устойчивый.