"Красный призрак" задаёт ревизию мифа о Великой Отечественной войне

До проката добрался зимний истерн "Красный призрак", который должен был выйти на экраны 2 года назад.

Лютая зима 1941 года. Из "Вяземского котла", поглотившего почти миллион жизней солдат и офицеров Красной армии, выбирается крошечное подразделение, состоящее из умирающего, но напоследок травящего анекдоты командира (Олег Васильков), сильно беременной медсестры Веры (Полина Чернышова), интеллигентного лейтенанта (Вячеслав Шихалеев), болтливого солдата (Павел Абраменков), а также примкнувших к ним партизан (Владимир Гостюхин и Николай Орловский) и подобранного по дороге полузамёрзшего солдатика (Юрий Борисов).
В попытках вырваться из окружения герои набредают на разорённую деревню Медынь. Здесь–то и происходит встреча с карательным отрядом, ведомым офицером Брауном по прозвищу Палач (Вольфганг Черни), который обожает Вагнера и хочет попариться в русской бане "по–чёрному".

Оммаж Серджио Леоне

В "Призраке" режиссёр Андрей Богатырёв заходит на территорию вестерна, чего в нашем военном кино не решался сделать никто уже очень и очень давно, и выдаёт жизнеспособное и очень энергичное зрелище.
Богатырёв снимает свою картину так, словно в предыдущие лет двадцать не было десятков военных фильмов, чей милитаристско–шапкозакидательный посыл не вызывал зубовного скрежета разве что у самых непритязательных зрителей. Здесь трагическое свободно и легко уживается с комическим, а высокое с низким: в одном эпизоде Браун, перед тем как удалиться в баню, словно походя отдаст приказ пытать Веру, а вскоре будет голышом метаться по сараю в поисках оружия.
Сцены перестрелок, особенно финальной, музыка Сергея Соловьёва, зубодробительные диалоги, обязательные сюжеты про "деву в беде" и наказание негодяев — очевидный и очень уважительный оммаж как режиссёрам Серджио Леоне и Квентину Тарантино, композитору Эннио Морриконе, так и многим другим, включая ряд отечественных постановщиков.

Вольное обращение

Богатырёв, разумеется, вольно обращается с исторической правдой: события Великой Отечественной войны необходимы ему только для создания крепкого и задорного истерна, а не как повод для очередного псевдопатриотического разговора. Трагичность здесь проскальзывает словно между строк: все герои, за исключением девушки, безымянны, а значит, встают в нескончаемый ряд неизвестных солдат; "Красным призраком" может стать любой советский человек, и в финале эта преемственность проговаривается как на сюжетном, так и на визуальном уровне.
Но режиссёр позволяет себе смотреть и шире: на благородный поступок оказываются способны не только советские граждане, но и обычный немецкий солдат Гюнтер (Михаил Мелин). Да и остальные его сослуживцы не лютые садисты и мучители, а те, кто попал в обстоятельства непреодолимой силы и смирился с этим фактом. И оттого их неотвратимая гибель вызывает не торжество, а сочувствие и даже жалость.
Жанровый сдвиг, совершаемый Андреем Богатырёвым, ничуть не умаляет ни подвига, ни героизма красноармейцев и партизан. Но именно ирония, выдаваемая чуть не в каждом эпизоде, позволяет оживить основательно задубевший современный миф о великой войне и наконец начать его ревизию.