Трамвай на запад: линию "Славянка" хотят соединить с Пулково

Автор фото: Пётр Ковалёв
Доехать по рельсам до Пулково пока никому не удавалось

Эксперты уже давно говорят об актуальности этого маршрута.

Возможность проложить рельсы до аэропорта сейчас прорабатывает ООО "Балтнедвижсервис", концессионер частного трамвайного маршрута Купчино — Шушары — Славянка. Эту ветку планируют сделать в качестве ответвления от основной линии.
"Аэропорт находится на расстоянии 5 км от нас. Общая длина линии, которая может получиться от станции метро “Купчино” до Пулково, составит 10 км. В Париже есть аналог — ветка к аэропорту Орли протяжённостью 11 км. Сейчас находимся в процессе разработки концепции, технико–экономического обоснования. Трассировка тоже пока прорабатывается", — рассказал "ДП" гендиректор "Балтнедвижсервиса" Дмитрий Панкратов.
По его словам, планируется предусмотреть перехватывающие парковки, причём не только для тех, кто едет в аэропорт, но и для жителей южных районов Ленобласти, например Гатчины, работающих в Петербурге. Так они смогут воспользоваться трамваем, доехать до метро и избежать пробок на въезде в город.
На пересечении с Пулковским шоссе, а также с варшавской железнодорожной линией инвесторы хотят создать транспортно–пересадочные узлы.
"Мы представили нашу идею и аэропорту Пулково, и городскому комитету по транспорту, и вице–губернатору Петербурга Максиму Соколову. Получили поддержку и поручение прорабатывать этот проект, чем мы и занимаемся. Считаем, что пассажиропоток Пулково как раз оптимальным образом соотносится с провозной способностью трамвайной линии", — отметил Панкратов.
Транспортные эксперты ещё пару лет назад предлагали соединить Славянку с Пулково сразу по нескольким причинам. Как отмечает профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрей Горев, связь с аэропортом с помощью этой трамвайной линии — наиболее короткая, значит, самая быстрая.
"Плюс связь с аэропортом существенно повышает эффективность линии в Шушары, так как сглаживает межпиковые провалы пассажиропотока. Этот вариант позволяет быстрее и дешевле по сравнению с существующими концепциями организовать надёжную, независимую от автомобильного движения транспортную связь большой провозной возможности", — прокомментировал "ДП" Горев.
По словам эксперта, под продление "Славянки" до аэропорта нужно использовать коридор, зарезервированный для аэроэкспресса: от Новгородского пр. прямо вдоль дороги в аэропорт (южнее). Это логично и позволит избежать проблем с выделением земли. Успех же проекта во многом будет зависеть от удачного расположения остановочных пунктов трамвая как в Пулково, так и у "Купчино".
"Пассажир, выходя из аэропорта, должен видеть трамвай в пределах комфортной дистанции. Эта же проблема на другой стороне линии, у станции метро “Купчино”, где не удалось согласовать с чиновниками удобное для пассажира расположение трамвайного терминала, в существующем решении он далеко от входа в метро и пассажиру надо плутать между торговыми заведениями. Это не очень красиво для гостей нашего города. Поэтому есть надежда на более удобное расположение трамвайного терминала у станции метро “Шушары”. Таким образом жители Шушар получат связь с другой линией метро (незагруженной), плюс у станции метро может быть создан международный автовокзал Южный — это позволит его пользователям быстро добраться до аэропорта", — считает Горев.
По словам Дмитрия Панкратова, соединение трамвайной линии со станцией метро "Шушары", которая находится в промзоне, ещё один вариант развития проекта "Славянка". "Это позволило бы загрузить её пассажирами и разгрузить станцию метро “Купчино”", — отметил он.
Ещё одна перспектива развития "Славянки" — соединить линию с будущим кампусом СПбГУ, который будет расположен на расстоянии всего 3 км от конечной станции трамвая, южнее Славянки.
Как ранее писал "ДП", по заявке комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) в новом генплане было зарезервировано место под пять трамвайных линий в Пушкинском районе Петербурга. Среди них как раз был маршрут от микрорайона Славянка до будущего кампуса СПбГУ, который планируется у Ям–Ижорского шоссе. Тогда же отмечалось, что проект задуман как продолжение проектируемой ветки скоростного трамвая Купчино — Шушары — Славянка.
"Продление линии до кампуса не предусмотрено (концессионным соглашением. — Ред.). Тем не менее техническая возможность продолжения ветки до него существует", — комментировали тогда "ДП" в пресс–службе ГК "АБЗ–1" (владеет 90% компании "Балтнедвижсервис").
Трамвайная линия от станции метро "Купчино" до Пулково по заявке КРТИ тоже была включена в новый генплан, но по другой трассировке: по Дунайскому проспекту и дальше на юг. Её хотели сделать ещё к ЧМ по футболу 2018 года.
В 2014–м был разработан проект, стоимость оценили в 12,5 млрд рублей. Спустя 2 года началась подготовка территории, однако инвестора город так и не нашёл.
Андрей Горев отмечает, что данный многолетний и многомиллионный проект трамвайной линии в аэропорт потерял перспективы реализации после строительства развязки Пулковского шоссе и Дунайского проспекта без трамвайных путей.
Напомним, приступить к строительству трамвайной линии "Славянка" планируется в 2022 году. К сентябрю 2023–го трамвай поедет от станции метро "Купчино" до Шушар, а через год — до Славянки.
Как ранее писал "ДП", концессионер уже разработал проект планировки территории, согласовал его со всеми органами власти и монополистами. Параллельно компания ведёт переговоры как с поставщиками решений по энергетике и элементам верхнего строения пути, так и с поставщиками подвижного состава.