ПМЭФ часто не хватало конкретики. Заверения экономических властей "мы за всё хорошее и против всего плохого" нередко расходились с реальностью. В этом смысле зелёная повестка оказалась редкой возможностью поговорить по делу, а не переливать из пустого в порожнее заезженные тезисы о цифровизации. Есть глобальный вызов — нужен быстрый ответ.
Именно быстрый. Для сравнения: ещё в 2019 году экологии в повестке форума почти не было. Теперь же о "зелёном переходе" говорили везде. Даже панель по цифровым валютам нашла свой угол зрения на проблему: в токены и смарт–контракты легко зашивать информацию о всей цепочке поставок и верифицировать уровень углеродного следа.
Редакция обратила внимание на тему, когда это ещё не казалось мейнстримом: незадолго до ПМЭФ "ДП" выпустил свой первый "зелёный" рейтинг в рамках проекта о социальной ответственности бизнеса. Естественно, мы не могли не спросить и участников ПМЭФ их мнение о "зелёном переходе". Эксклюзивные ответы — вашему вниманию.
“
Сейчас мы находимся в точке между отставанием обратимым и отставанием необратимым. Да, сегодня у нас замечательный энергетический баланс, но если заглянуть внутрь, то практически весь нефтегазовый сектор работает на паросиловой технологии с КПД 36%, в то время как весь мир работает на парогазовой с КПД 75%. Германия уже объявила программу обнуления всей угольной генерации, Франция последнюю угольную станцию закрывает в следующем году. Россия находится в самой начальной точке. Преобразовывать придётся не только нефть, газ и уголь, но и химию, металлургию, сельское хозяйство, ЖКХ. Мы стоим в шаге от такой технической революции, которая, в моём понимании, сопоставима с промышленно–индустриальной революцией в XVIII веке. Начнётся глобальное перераспределение власти в мире, и те страны, которые войдут в этот переход, станут мировой элитой.
Анатолий Чубайс
специальный представитель президента РФ
“
У нас очень серьёзные разработки по созданию новых судов, в первую очередь гражданских, на альтернативных видах топлива: сжиженный газ, электродвижение. Что касается электродвижения, прототипы уже есть, но тут многое зависит от заказчика. Мы работаем на перспективу. Вот завтра придут и скажут: ребята, что вы нам предложите? Будет, что предложить. Думаю, заказы могут появиться в перспективе ближайших 3–4 лет. Сейчас не очень охотно заказывают (не только у нас, но и за рубежом) сухогрузы на сжиженном газе, потому что те установки, которые есть сегодня, и то оборудование, которое сегодня разработано, несколько уменьшают объём трюмов для загрузки кораблей. Понятно, что бизнес в первую очередь ищет суда с большим объёмом — чем больше перевёз, тем больше заработал. Даже не то чтобы неохотно, но осторожно смотрят на такие вещи. Наша задача — как можно более компактно сделать решение, чтобы предложить изделие, которое будет востребовано.
Георгий Полтавченко
председатель совета директоров АО "ОСК"
“
Тренд на зелёную экономику положительно будет влиять на развитие отношений с латиноамериканскими странами, потому что Россия и страны этого региона — страны–доноры. Наши экологические системы перерабатывают парниковых газов гораздо больше, чем производит экономика. И всё, что направлено на стимулирование стран принимать участие в обеспечении положительных эффектов природопользования, играет нам на руку. К сожалению, пока эта тематика не сильно привлекает инвесторов, но я думаю, что нам нужно с Латинской Америкой занять общую позицию по всем вопросам изменения климата, поскольку мы вместе его формируем — сибирские леса, леса Амазонки и наши гигантские природные потенциалы. Санкт–Петербург — традиционно столица Арктики, арктическая зона формирует климат во всей Евразии, а Латинская Америка примыкает к Антарктиде, то есть здесь у нас есть очень серьёзные поля сопряжения.
Сергей Глазьев
министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК
“
Климатическая повестка сейчас пронизывает насквозь все сферы жизни — и политику, и экономику, и социальную сферу. Это не разовая акция, это уже навсегда. Это для нас новшество, но Запад этим давно и живёт, и иногда манипулирует, но от этого нам не легче. "Зелёная" повестка связана с Петербургом непосредственно и напрямую — через биржу, где должны торговаться углеродные единицы. Но мы немного запаздываем с нормативной базой. Она почти сформирована, и когда вступит в действие, то будет понимание климатических проектов, углеродных единиц. И тогда Петербург сможет встроиться в мировую торговлю ими. Однако пока у нас нет мониторинга и корректных цифр по регионам. У нас есть понимание по ТЭКу, но субъекты федерации пока не обсчитывались. Чтобы было понимание по стране, нужно отдельно по каждому региону посмотреть баланс, количество выбросов.
Руслан Эдельгериев
советник и специальный представитель президента РФ
“
Мне кажется, у любого города в России есть большой потенциал развития "зелёной" экономики. Петербургу стоит обратить внимание на транспорт. Понятно, что московский вариант электробусов стоит денег, но можно развивать историю с "зелёными" трамваями. Бонус — комфорт жителей. Второе перспективное направление для Северной столицы — развитие "зелёного" строительства. У таких проектов, разумеется, есть свои сложности для застройщика. Сколько нужно вложить дополнительно на этапе застройки, чтобы снизить потери? Сможет ли покупатель приобрести недвижимость в таком доме? Здесь городу нужно помочь.Третья история, на которую стоило бы обратить внимание Петербургу, — использование вторичных материалов в дорожном строительстве. Теоретически их можно использовать и в строительстве домов, но с дорогами всё–таки проще — меньше требований к материалам. Уже есть компании, которые развивают это направление.
Алексей Мирошниченко
первый заместитель председателя, член правления ВЭБ.РФ