Георгий Вермишев Все статьи автора
15 июня 2021, 08:04 604

Рынок убил рынки, но они вернулись к потребителю с модными форматами

Фото: Сергей Ермохин

Классический продовольственный и вещевой рынок — это дедушка современного торгового центра. Сейчас уже сложно себе представить, но в 1990–е годы именно в палатках и ларьках концентрировалась вся розничная торговля. Нынешние лидеры — "Магнит" и "Пятёрочка" — появились в столицах в самом конце 1990–х, и тогда такой формат воспринимался лишь как венчурная инвестиция. Никто не мог подумать, что счёт оборотам пойдёт на миллиарды долларов.

Смольный оспаривает решение судов по цене Торжковского рынка

Смольный оспаривает решение судов по цене Торжковского рынка

158

Но именно так случилось. Следом быстро пришли международные "законодатели мод": IKEA, Metro Cash & Carry, Auchan — и старые форматы проиграли… По данным INFOLine, за последние 10 лет количество рынков в России сократилось более чем в 4 раза. Cейчас в Петербурге на них приходится менее 2% оборота — это один из самых низких показателей во всей стране (даже в Москве доля розницы у рынков сохраняется на уровне 4–5%).

"Конечно, есть субъекты, где рынки ещё занимают 10–15%, иногда даже 20%, но в основном это южные регионы: Краснодарский край, Ставрополье, Северный Кавказ, — рассказывает генеральный директор INFOLine Иван Федяков. — В тех регионах, где развито сельское хозяйство, где есть сильные заводы — производители продуктов питания, там есть климатические условия как для сельского хозяйства, так и для уличной торговли. Но в Петербурге благоприятное время исчисляется месяцами или неделями. Жители города, по сути, проголосовали: они не хотят видеть рынки в качестве формата".

Путь ресторанный

На Западе эта трансформация уже произошла, поэтому нашему бизнесу досталась более удобная роль догоняющих. Например, центральный рынок Мадрида Mercado de San Miguel реконструировали ещё в 2009 году. В нулевые он сильно просел из–за конкуренции со стороны супермаркетов, поэтому решено было разнообразить функцию за счёт ресторанов и баров. Однако одним из самых ярких кейсов эксперты называют даже не этот, а реконструкцию Time Out Market Lisboa в Португалии. После реформирования в 2014 году он объединил под своей крышей в пространстве фуд–холла 36 ресторанов с сохранением функции рынка.

"В целом исторические здания рынков могут и сохранять свои рыночные функции как основу, но в современных реалиях это даёт меньший экономический эффект по сравнению с более современными концепциями в хороших, зачастую туристических, локациях, — подчёркивает Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg. — При этом и фуд–холл как концепция может размещаться в разных объектах: торговых центрах, реконструируемых промышленных или транспортных объектах, соседство с рынком не является обязательным. Но в целом именно для зданий рынков фуд–холлы — хорошее решение, поскольку это часто даёт возможность сохранения базовой функции, но при этом увеличивает популярность места, его посещаемость и общие доходы".

Фото: Сергей Коньков

По словам Кокорева, сейчас по этому пути идёт основная масса объектов как в мире, так и в России: Даниловский и Усачёвский рынки в Москве, Василеостровский рынок в Петербурге.

Впрочем, инвесторы последнего придерживаются другого мнения на этот счёт. "Нас многие ошибочно называют фуд–холлом, но это в корне неверно, — рассказывал в интервью журналистам инициатор проекта реконструкции Александр Шавлиашвили. — Мы рынок современного мирового формата. И рестораны, как обязательная часть сегодняшней городской жизни, — это ещё не весь проект. Главное — продажа продуктов. Когда я начинал строить Василеостровский рынок, я специально никуда не стал ездить — ни в “Депо”, ни на Даниловский рынок, потому что знакомство с другими проектами сильно сбивает. В Москве, например, смогли создать классные фуд–корты, но никто не сделал настоящий рынок".

Ставка на фермерство

В прошлом году по схожей модели началась реконструкция Торжковского рынка, пусть даже это гораздо дальше от туристических маршрутов (Приморский район). По задумке авторов, на территории должны появиться фуд–холл, ресторан, а также интерактивный музей.

Но есть и другой путь модернизации в некотором удалении от центра: это рынок "Южный" в Московском районе. Там топ–менеджеры от фуд–кортов, наоборот, отказались. "Мы пробовали, но в итоге сделали ставку на быстрое питание, потому что, покупая продукт, ты должен иметь возможность быстро перекусить, — рассказывает директор рынка “Южный” Андрей Суворов. — Как только это перерастает в фуд–корт, люди уже приходят поесть, а не за покупками. Тем более фуд–кортов сейчас много, они как под копирку появляются в торговых центрах, совмещать эти форматы нужно осторожно".

Основная же точка роста для "Южного" — фермерская торговля. "Три года назад мы решили пойти другим путём и полностью реконструировали один павильон, создав уютный фермерский рынок в европейском стиле, — говорит Андрей Суворов. — Сейчас появилось много гипермаркетов, магазинов шаговой доступности, но есть огромная разница между “стеклянными” овощами, фруктами и фермерской продукцией. Такой формат, как у нас, должен существовать, просто им надо уметь управлять. Необходимо найти таких арендаторов и такие фермерские хозяйства, которые обеспечат покупателей действительно натуральной качественной продукцией".

Среди фермеров, правда, единого отношения к подобным форматам нет. "Кто–то говорит, что это замечательно, можно торговать, а кто–то жалуется, что рынки накладывают много ограничений, что это невыгодно, — говорит глава Ассоциации фермерских хозяйств Михаил Шконда. — Сам формат рынков тяжёлый, они были дискредитированы тем, что там продавалось то же самое, что и в гипермаркетах, и поэтому, конечно, теперь завоевать доверие обратно будет сложно".

Угроза маргинализации

Сильной стороной фермерской офлайн–торговли с прилавка является возможность дать попробовать продукцию потребителю, познакомиться с ним лично — это позволяет сопротивляться онлайну.

Но обычным вещевым рынкам такое преимущество уже давно не нужно, в честной борьбе с интернет–маркетплейсом они точно проиграют.

Но есть совсем другой козырь — работа "всерую". В условиях падения доходов населения мощным трендом может оказаться маргинализация рынков. За примером далеко ходить не нужно: достаточно вспомнить, где в городе самый низкий ценник, самый высокий риск обвеса, самая высокая концентрация контрафакта и самая сложная конфигурация интересов национальных диаспор. В таких местах о реконцепции задумаются ещё не скоро, ведь всех всё устраивает: и не слишком честного продавца, и обедневшего потребителя. В проигрыше только город.

"В подавляющем большинстве случаев, поверьте, рыночная торговля — это источник кеша, — говорит Иван Федяков. — Попробуйте на таком рынке оплатить по кредитке и попросите чек. Маргинализация будет происходить сама собой, если у города не будет стратегии, которая позволит что–то противопоставить этому процессу".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама