Дела на петербургских рынках идут по–разному. Кто–то успел переформатироваться в модный фуд–холл, кто–то закрылся, а остальные по большей части занимают лакомую недвижимость в центре города или в местах, вполне пригодных под застройку за его пределами, — и ведут проверенное десятилетиями существование.
Но они по крайней мере регулярно оживляют инфополе. По поводу "Торжковского", например, уже несколько лет продолжаются судебные баталии, связанные с ценой выкупа для арендатора. На "Долгоозёрном" (3 года назад открылся после реконструкции) таможенники и представители Россельхознадзора уже в этом году нашли очередную санкционку.
Методика подсчётов
Как мы считали? В рамках нового Рейтинга рынков Редакция спецпроектов рассматривала специализированные розничные рынки, торгующие сельскохозяйственной продукцией и по состоянию на конец апреля значащиеся в реестре, который ведёт городской комитет по промполитике, инновациям и торговле. В нём в основном объекты с историей, пусть даже только советской. Но по поводу этих рынков спорят, за них борются власти и арендаторы, к ним присматривается сторонний бизнес.
Первый тезис: "Это оазис редких товаров". Второй: "Что на рынке, что в сетевом магазине — всё с одной овощебазы". В обеих максимах есть доля правды. Рестораторы, которые декларируют, что закупают на рынках продукты не только для себя, но и для своих заведений, — лишнее свидетельство "штучности". Почти как петербургский легпром — он, конечно, есть, но затраты выше (из–за малых партий), а на выходе всё тот же победивший силуэт.
Но ведь рынки — это же элемент петербургской традиции, и вообще это туристически привлекательно, скажут некоторые. Однако разве все туристы хотят, чтобы их обвесили по–новому?
Выручка компании, которой выдано разрешение на право организации рынка, может свидетельствовать об активности её владельцев. Однако доходность самого рынка — вещь в себе. В начале 2021 года федеральные власти обозначили конкретные планы по борьбе с нелегальным денежным оборотом. "Практика осуществления госконтроля за деятельностью на рынках показывает незаинтересованность, а зачастую и сопротивление как арендаторов, так и управляющих рынками компаний процессу легализации рыночной торговли", — жёстко озвучивали новую официальную позицию ФНС с Минфином. Продавцов обязали использовать кассовые аппараты и подтверждать их наличие перед заключением договора аренды.
Представители того же "Торжковского" в этой связи поясняли, что основной контингент на рынках — те, кто торгует продукцией своих подсобных или небольших фермерских хозяйств, и вообще "микробизнес". Но кто–то же снабжает его "овощами и фруктами самолётом из Самарканда"?