Фото: ТАСС / Новодережкин Антон

Выжившие в катаклизме платят по долгам

Платёжная дисциплина малого и среднего бизнеса во время и после коронокризиса оказалась куда лучше, чем ожидали кредиторы. В немалой степени это произошло за счёт программ господдержки. Об этом финансисты рассказали на Форуме МСП, прошедшем в нулевой день ПМЭФ. Они собираются наращивать кредитование небольших заёмщиков.

За последний год доступность финансирования для малых и средних предприятий (МСП) резко выросла, констатировал Константин Басманов, руководитель блока "Средний и малый бизнес" ПАО "Промсвязьбанк" (ПСБ). Он сообщил, что, согласно последним данным опроса предпринимателей, который ПСБ проводит совместно с "Опорой России" с 2014 года, в последние 4 месяца 2021 года индекс доступности финансирования находится на историческом максимуме, 58 пунктов. Эта же тенденция подтверждается процентом предпринимателей, которые привлекли кредит.

Время на раскачку: итоги подписанных на ПМЭФ соглашений

Время на раскачку: итоги подписанных на ПМЭФ соглашений

4615
Дарья Кильцова, Евгения Иванова

"Мы всегда считали, что хорошие цифры это 26–27%, но сейчас он на уровне 38%, — заявил банкир. — Понятно, что очень сильно на этот показатель повлияли антикризисные программы кредитования, которые субсидировались правительством. Но надо признать, что 2021 год — это год рекордов банковского кредитования малых и средних предприятий".

Заёмщики обнадёживают

По словам Басманова, одна из причин данного тренда в том, что банки активно развивают онлайн-форматы кредитования. "Соответственно, традиционная проблема прибыльного кредитования предприятий на маленькие суммы, когда в себестоимость закладывались выезды к заёмщикам, анализ их управленческого учёта, уходит в прошлое, — пояснил он. — Появляется возможность по транзакционной активности либо по кредитной истории достаточно точно принимать кредитные решения. И, поскольку это делается автоматически, требования по минимальной сумме кредита драматически падают. Соответственно, доступность малых кредитов растёт. В нашем портфеле объём таких кредитов составляет 4%, но в штуках это 90%. Средняя их сумма — до миллиона рублей. По количеству кредитов мы уже больше принимаем решения автоматически, чем вручную. По сумме, конечно, наоборот".

Константин Басманов заверил, что проблема роста просроченной задолженности оказалась не так страшна, как финансисты ожидали. "В прошлом году пик пессимизма по качеству кредитов пришёлся на I квартал, — вспоминает он. — Все коллеги: из ВТБ, и из Сбербанка, и мы тоже, создали резервы, причём с запасом. Потому что начались реструктуризации кредитов и ожидания были тревожные. Сейчас у нас заканчивается льготная реструктуризация, и мы видим, что поведение заёмщиков, в том числе транзакционное, сильно лучше, чем мы прогнозировали. У нас идёт чистое восстановление резервов. Из-за сильного роста портфелей доля просроченных кредитов в них размывается. Через год или два, если экономика начнёт притормаживаться, мы увидим реальное качество портфелей. Пока свежей просрочки не очень много".

Стоит отметить, что по данным опубликованного в апреле исследования агентства "Эксперт РА", основные проблемы с просрочкой в прошлом году сконцентрировались в некрупных банках. А именно: объём просроченной задолженности в банках из топ-30 по величине активов показал небольшое снижение (–0,2 %), в то время как в 2019-м наблюдался прирост этого показателя около 20% в абсолютном выражении. Однако динамика просроченной задолженности банков вне топ-30 была противоположной — за 2020 год прирост в абсолютном выражении составил 29% против снижения на 2,2 % годом ранее. В результате объём просроченной задолженности банков вне топ-30 на 12% превысил просрочку банков из топ-30 по активам и составил 338 против 303 млрд рублей соответственно. При этом за прошлый год доля просроченной задолженности в портфеле крупнейших банков снизилась с 8,4 % до 6,7 %, а у прочих банков увеличилась с 23,7% до 26,6%.

Тем не менее, как считает Алексей Войлуков, вице-президент Ассоциации банков России, положение региональных банки не сильно отличаются от федеральных, поскольку первые тоже имеют доступ к тем госпрограммам, которые запущены.

"Изначально региональные банки были ориентированы на кредитование небольших клиентов. Несколько лет назад в этот сегмент зашли крупные федеральные банки, зашли со своими цифровыми платформами, и, естественно, перетянули к себе многих хороших клиентов, — рассуждает эксперт. — Несколько последних лет на рынке была стагнация, но пандемийные антикризисные программы льготного кредитования, запущенные в прошлом году, позволили значительно донарастить портфель, задолженность малых и средних предприятий перед банками выросла почти на треть. Основная сложность при предоставлении кредитов малым предприятиям — это необходимость в соответствии с требованиями регулятора собирать большое количество отчётности. Обработка громадного количества документов требовала затрат, которые просто не покрывались процентами по кредитам. Но с 2019 года Центральный банк согласился по небольшим кредитам, до 10 млн рублей, не собирать большие кипы документов, а анализировать заёмщиков по транзакционной модели. Это действительно помогло, потому что средняя сумма кредитов малому бизнесу находится примерно на уровне 6 млн рублей".

Великой депрессии не случилось: о постковидных инвестициях

Великой депрессии не случилось: о постковидных инвестициях

317
Владислав Иноземцев

Заместитель председателя правления АО "МСП Банк" Роман Капинос подтвердил, что сумма резервов под потери по ссудам МСП оказалась существенно меньше ожидаемой и высоко оценил возможность анализировать кредитоспособность заёмщиков практически в "безлюдном" режиме при сумме чека до 10 млн рублей.

"Очень важно, что статистически только 20% предпринимателей, которые пострадали в пандемию, не восстановились или находятся в процессе восстановления, — полагает банкир. — То есть процентов 80% перестроились, большая часть ушла в онлайн и мы видим, что они восстанавливаются быстрее, чем мы думали. Реструктуризация кредитов до октября 2020 года дала свой эффект".

Пострадавший ширпотреб

Антон Купринов, исполнительный директор фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (фонд предоставляет гарантии банкам-партнёрам, кредитующим МСП), отметил, что в прошлом году фонду вместе с партнёрами пришлось реструктурировать порядка 10-15% кредитов малому бизнесу, продлив сроки кредитных договоров. По его данным, больше других пострадали компании, которые импортировали ширпотреб. Фонду пришлось произвести несколько выплат по кредитам таким компаниям.

Представители небанковского финансового бизнеса также с облегчением выдохнули, обнаружив, что коронакризис оказался не таким страшным, как его малевали год назад.

Максим Калинкин, генеральный директор АО "Газпромбанк Лизинг", у которого порядка 40 тыс. клиентов относятся к малому и среднему бизнесу, подчеркнул, что за прошлый год объём нового бизнеса лизинговых компаний уменьшился на 6% до 1,41 трлн рублей. А совокупный лизинговый портфель вырос на 6% до 5,17 трлн рублей. При этом доля МСП в новом бизнесе лизингового рынка выросла с 53% до 57,5%. Одной из точек роста сал лизинг автотранспорта, которым активно пользовались, например, службы такси. "У нас есть максимальные скидки от автопроизводителей почти по всем маркам и всем видам транспорта, потому что мы являемся крупным оптовым покупателем. По некоторым маркам мы покупаем в год несколько тысяч единиц техники, — объяснил популярность лизинга Максим Калинкин. — И эти скидки мы в полном объёме транслируем нашим клиентам".

"Конечно, важным фактором в развитии поддержки малого и среднего бизнеса является государство, — уверен Калинкин. — Оно поддерживает практически все отрасли. Наиболее массовый сегмент — транспортный. Программа субсидирования приобретения колёсной техники позволяет в стандартном режиме субсидировать 10% от стоимости имущества, или до 500 тыс. рублей на единицу техники, в том числе дорожно-строительной. Кроме того, у Минпромторга есть программа "Доступная аренда", в рамках которой он субсидирует до 25% стоимости предмета лизинга".

По словам Максима Калинкина, все вопросы, касающиеся каникул или определённых отсрочек, остались в прошлом году. Как правило, клиенты просили отсрочек на срок в пределах 3 месяцев, а затем возвращались в график платежей.

Некоторые эксперты говорят, что динамика рынка факторинга в 2020 году была более позитивной, чем у лизинга. По мнению Александра Пестова, генерального директора ООО "Открытие Факторинг", в прошлом году рынок по выплаченному финансированию вырос более чем на 30%. "Мы очень переживали, что во время ковидного периода предприниматели, особенно малый и средний бизнес, столкнётся с серьёзными проблемами неплатежей, — поделился финансист. — Но этого, слава богу, не произошло. Мы увидели интересную тенденцию, что многие наши контрагенты, крупнейшие компании России, запустили программы поддержки МСП в локальном формате. Например, в энергетике, нефтесервисе, федеральном ретейле. Они помогают малым предприятиям справиться с проблемами при поставках товаров".

"В последнее время развиваются отрасли, которые раньше для факторинга были не столь очевидны, — сообщил Александр Пестов. — То есть если раньше, 3–4 года назад, мы говорили, что факторинг в основном доступен только для поставщиков федерального ретейла, потом это стал региональный ретейл, то сейчас мы видим, что эта история гораздо шире. Сейчас активно используется факторинг для финансирования нефтесервисных контрактов, в нефтехимии, энергетике, металлургии. И это позволяет субъектам МСП получить доступное финансирование".

Для справки: по данным "Эксперт РА", за 2020 год банки выдали субъектам МСП кредитов на общую сумму 7,6 трлн рублей, что на 2% ниже показателей 2019-го. Задолженность МСП за 2020 год выросла почти на 23%, показав максимальный прирост с 2012 года. Средний размер предоставленного кредита в 2020 году снизился до 4,2 млн против 6,5 млн рублей в 2019-м. За 2020 год количество субъектов МСП, которые имели задолженность в банках, выросло с 275,2 до 464,8 тыс.

Александр Пирожков Все статьи автора
2 июня 2021, 18:35 8808
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама