Чудеса на виражах: автомобильной отрасли нужны новые цифровые идеи

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Автомобильные стартапы запускаются один за другим, но цифровизация отрасли идёт медленно.

Стартапы, так или иначе связанные с автомобильным бизнесом, появляются непрерывно, меняются разве что направления, которые развивают молодые предприниматели. "Во–первых, автомобильный транспорт мало подвержен радикальному контролю со стороны государства, во–вторых, рынок сформирован и позволяет довольно быстро “отбить” вложенные средства. Наконец, стабильная потребность в перевозках грузов есть почти всегда", — объясняет текущую ситуацию профессор факультета технологического менеджмента и инноваций университета ИТМО Елена Будрина.
По её мнению, новые решения рынку просто необходимы: руководители многих предприятий (производителей и дилеров) не пытаются влиять на рынок, улучшая свой инновационный статус, поэтому цифровизация на нём "проседает". Причём речь идёт не только непосредственно о механизмах и технологиях. Елена Будрина уверена, что рынок не меньше нуждается в решениях для управления малым бизнесом и понятных системах электронного документооборота.
Лежащая на поверхности проблема, к которой часто обращаются создатели стартапов, — безопасность на дорогах. Например, голосовые помощники, позволяющие держать внимание водителя на дороге, или мониторинг состояния водителя, прогнозирование проблем со здоровьем.
Под руководством доцента факультета информационных технологий и программирования университета ИТМО Алексея Кашевника было разработано мобильное приложение Drive Safely. Оно фиксирует признаки сонливости или невнимательности водителя и даёт рекомендации, как поступить, чтобы избежать ДТП. Учёный также предложил облачный сервис, который содержит историю вождения, алгоритмы персонификации определения опасных состояний для конкретного водителя, отчёты о его поездках. Рассчитан проект в первую очередь на автопарки, службы такси, логистические и каршеринговые сервисы.
"Нет сомнений, что в системах мониторинга водителей не меньше нуждаются производители автомобилей и дилеры. Вопрос может вызывать желание частного владельца автомобиля установить такие системы, однако корпоративные автопарки понимают значимость систем такого класса в современных реалиях", — считает Алексей Кашевник.
Другие разработчики подходят к проблеме безопасности опосредованно. Например, MUST — платформа для владельцев грузовиков и сервис справедливой тарификации ОСАГО для страховых компаний. Система позволяет руководителям автопарков оценить риск ДТП на следующие 6 и 12 месяцев, а также предлагает простой способ оформить электронный полис ОСАГО для грузовиков по справедливой цене с учётом аварийности автопарка. Первый запуск MUST произошёл в 2019 году, с этого времени проект привлёк инвестиции от двух бизнес–ангелов с долями 5% и 10%. Сейчас создатели готовятся к первому профессиональному раунду — переговорам с крупными частными фондами и инвесторами, планируя привлечь инвестиции в размере $1–1,5 млн.
"Мы поставили перед собой задачу построить решение, которое позволит владельцам грузовиков понять, откуда у них берутся такие тарифы на ОСАГО. Для этого создали сервисы оценки вероятности ДТП и снижения аварийности. Владелец может зайти в программу, ввести госномер автомобиля, понять, насколько он “аварийный”, и за одну минуту рассчитать стоимость полиса (чем выше вероятность аварии, тем дороже будет ОСАГО), — рассказывает CEO MUST Антон Редько. — Самим страховым компаниям важно понимать, кому и какой тариф лучше предлагать, но у них мало данных, чтобы делать комплексный многофакторный анализ риск–профиля “грузовик”. Коммерческий транспорт — это очень специфический сегмент. Наша система помогает страховым компаниям сделать тариф ОСАГО максимально справедливым".
Пока создатели сервисов работают только с юрлицами, но к III кварталу 2021 года планируют расширяться на ИП и физлиц.
До конца года MUST хотят достичь доли 5% ОСАГО в сегменте "грузовики" и застраховать порядка 15 тыс. петербургских автомобилей.
"У нас есть несколько довольно крупных клиентов из Петербурга, рынок страхования ОСАГО для грузовиков в этом городе второй по размеру в стране. Мы оцениваем его на уровне 17–19% от общего рынка России", — говорит Антон Редько.
Другая проблема, которую могут помочь решить стартапы, — недостаточное развитие электротранспорта. Эта тема интересует, например, основателей компании TOUCH (резидент бизнес–инкубатора "Ингрия"), разрабатывающей зарядные станции для электромобилей. Коммерческий директор компании Андрей Зиновьев уверен, что индустрии не хватает дилерских центров и сервисов для электромобилей.
"За последний год количество электромобилей в городе увеличилось на 50%. Существует необходимость комплексных решений и стимулирования развития удобной публичной зарядной инфраструктуры. К решению этого вопроса необходимо привлечь как частный бизнес, так и государство", — подчёркивает он.
С актуальностью вопроса согласен директор по акселерации по направлению "энергетика и транспорт" кластера энергоэффективных технологий фонда "Сколково" Антон Скибин. Он называет переход к экологичному транспорту главным трендом на сегодня наравне со сменой модели использования (шеринг) и продаж автомобилей ("авто по подписке").
"Дистанционное управление транспортом, цифровые решения для безопасности на улицах города, беспилотные автомобили, электромобили, возобновляемые источники энергии — эти тренды лишь становятся ключевыми, но свою актуальность они набирают в геометрической прогрессии", — подчёркивает генеральный директор Технопарка Санкт–Петербурга Андрей Соколов. Он считает, что подобные решения было бы интересно использовать в реализации "Умного города".