Танцы у костра в разные эпохи: сериалы на выходные

"Мир! Дружба! Жвачка!" (2 сезон)

С 25 мая, 8 серий, 16+
На телеканале ТНТ начался показ второго сезона сериала "Мир! Дружба! Жвачка!" — про события 1990-х. Поменялось примерно всё: вместо Ильи Аксёнова режиссёрское кресло занял театральный постановщик Антон Фёдоров, который всем другим оттенкам предпочитает болотисто-илистую гамму. Действие раскачивается понемногу, словно впереди ещё серий двадцать (на самом деле — пять), а герои периодически замирают в задумчивости. Появляются новые персонажи второго плана: энергичная бабушка (Лариса Удовиченко) и её муж (Александр Половцев), также девушки главных героев.
Тема побега, эскапизма, заявленная в финальных эпизодах первого сезона, здесь продолжается и развивается. Герои практикуют разные формы ухода от реальности. Илья подражает Арагорну, оборотистые Санька и Вовка торгуют ворованным спиртом, и все вместе, то торчат в гараже в ожидании светлого будущего, то коллективно мечтают о покупке дома в Сочи и разведении коз.
Пошла ли смена курса (драмы стало больше, комедии — меньше) сериалу на пользу, станет понятно чуть позже. Но то, что авторы стремятся вывести свою историю на иной, вероятно более обобщающий уровень, — несомненно.

"Подземная железная дорога" (The Underground Railroad)

С 14 мая, 10 серий, 18+
Американская сериальная индустрия продолжает прорабатывать травмы прошлого. Пять лет назад на канале WGN выходила "Подземка" Миши Грин и Джо Покаски. Спустя два сезона сериал закрыли. Новую попытку, но с большим размахом и возможностями, блестяще реализовал Барри Дженкинс ("Лунный свет").
Юная Кора днём работает на хлопковой плантации, а по вечерам танцует у костра с такими же несчастными соплеменниками. Возможности ненадолго отключиться от кошмара наяву их могут лишить в любой момент, и тогда остаётся только бежать.
Хитовую книгу Колсона Вайтхеда, рассказывающую в формате альтернативной истории о реальной Подземной железной дороге (тайные маршруты, по которым в середине XIX века беглые рабы перебирались в северные штаты), оскароносный постановщик превращает в кинороман. Каждая серия — отдельная глава с собственными названием и микросюжетом. Режиссёр использует приём "магического реализма", тем самым избавляя историю от излишней сентиментальности, спекулятивности и даже пошлости. Постоянный оператор Дженкинса Джеймс Лэкстон пускает в ход обширный арсенал киносредств — от расфокуса и контражура до трансфокации, создавая живописную и поэтичную картину, и даже самые жуткие эпизоды (публичное отсекание головы, сожжение заживо, пытки) снимает так, будто они написаны мастерами старой школы.