Культурный код для КОТ: чего потребитель ждёт от новостроек

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

В строительстве нередкое явление, когда девелопер расширяет зону своих интересов. Вчера возводил жильё исключительно в сегменте "масс-маркет", сегодня имеет в портфеле проекты классом выше. Или наоборот.

Во втором случае потребитель зачастую получает предложение с нетипичными для "стандарта" или "комфорта" дополнительными опциями, технологиями, квартирографией и т.д. Это становится конкурентным преимуществом проекта, но ненадолго: идеи довольно быстро перенимают другие игроки первичного рынка недвижимости, совершенствуют или разрабатывают альтернативные варианты. В любом случае нешаблонный взгляд на строительство жилья, по крайней мере в массовом сегменте, обогащает набор предложений. Заимствования из бизнес-класса позволяют решить ещё одну задачу: стать ближе к запросу сегодняшнего потребителя.
И в таком разрезе интересно видение девелоперов, специализирующихся на коммерческой недвижимости, но реализующих проекты жилых комплексов. Какое инфраструктурное наполнение объекта они считают обязательным, какие аспекты потребительского спроса ставят во главу угла — и, собственно, как это сочетается с существующими трендами.
Не так важен сегмент, как инфраструктура
О том, что южное направление для развития города является одним из наиболее перспективных, говорят многие участники строительного рынка. Здесь представлено многообразие проектов в разной стадии реализации. И один подходит под поставленную задачу: девелопер специализируется на коммерческой недвижимости, а также работает над проектом комплексного освоения территории. Внутренняя инфраструктура жилого квартала "Парадный Пушкин" будет включать ТРЦ, многофункциональный медцентр, несколько детских садов, школу, анонсированы также аквапарк, спорткомплекс с 50-метровым бассейном, ледовый комплекс, парковая зона и другие объекты для досуга.
"Мы видим, что ряд крупных застройщиков стремится не только к норме социальный обеспеченности — они развивают дополнительные опции для будущих жителей кварталов, — рассказывает Дмитрий Павлов, президент группы компаний "Колвэй", которая работает над проектом "Парадный Пушкин". — Сегодня необходимо смотреть с позиции потребителя: за каким жильём он приходит? Он хочет получить комфортную, безопасную, зелёную среду. Если говорить про инфраструктурную составляющую — то Пушкину сегодня многого не хватает. Поэтому здесь фокус был на создании именно коммерческой инфраструктуры. Для всего Пушкина. И, конечно, для жилого квартала, на территории которого будет располагаться часть объектов".
президент группы компаний «Колвэй» Дмитрий Павлов
При этом Пушкинский район — один из самых быстрорастущих: по данным Петростата, в период с 2018 по 2021 год его население увеличилось на 21 тыс. человек. При таких темпах инфраструктурный голод может стать реальной угрозой.
Кстати, на помощь застройщикам в формировании представления о желаниях потребителя приходят исследования операторов ретейла — ещё до пандемии было отмечено, что особенно в новых жилых комплексах выросла необходимость в торговой инфраструктуре в шаговой доступности. Людям захотелось более широкого ассортимента сервисов в пределах десятиминутной прогулки от дома. Если ТРК — то тоже желательно поближе, чтобы можно было дойти. Период ограничительных мер и "удалёнки" лишь закрепил тренд.
А выводы ретейла подтвердил опрос ВЦИОМ, проведённый совместно с "Дом.РФ" в конце прошлого года: на первую строчку в рейтинге собственных требований к жилью 37% респондентов поставили близость объектов инфраструктуры. И, как мы уже поняли, сегодня речь не только про "соцкульт". На втором месте оказалось наличие рядом зелёных зон, и лишь на третьей позиции — транспортная доступность. Специалисты говорят ещё об одном тренде: для покупателя недвижимости сегодня важна и эстетика.
Особая атмосфера
Когда в городе появляются новые точки притяжения, он получает новый импульс к развитию — если говорить про Пушкин, то это возможности для полномасштабной реализации туристического потенциала локации, роста её инвестиционной привлекательности. Однако вопрос строительства здесь не из простых, говорит Дмитрий Павлов. Особенно когда стоит задача не нарушать исторический облик города. Тем более учитывая особенности расположения проекта "Парадный Пушкин": на въезде в город. Такие вводные повышают уровень ответственности архитекторов.
Проект ЖК "Парадный Пушкин"
"Нам хотелось в своём проекте отразить самые лучшие и характерные черты Царского Села — Пушкина, чтобы у всех прибывающих в город моментально складывалось представление о месте, — комментирует руководитель Архитектурного бюро "Студия 44" Никита Явейн. — Исторический Пушкин даёт ощущение комфорта прежде всего за счёт масштаба жилой среды — невысокой, утопающей в зелени застройки, перемежающейся просторными зелёными бульварами и скверами. Вот и в нашем проекте основной массив жилья сформирован четырёхэтажными домами высотой 18 м, а размеры кварталов — 180х180 м — такие же, как в центральной части Пушкина. С севера и с востока жилую застройку окаймляет зелень: эспланада двухсотметровой ширины вдоль Петербургского шоссе и парковая полоса по берегу реки Кузьминки сливаются в единую рекреационную зону с пешеходными и велосипедными дорожками, площадками для отдыха и занятий спортом. В парке размещены объекты социальной инфраструктуры: школа, детсад, поликлиника, спортивный и культурный центры".
руководитель Архитектурного бюро "Студия 44" Никита Явейн
Никита Явейн также рассказал, что авторы проекта вдохновлялись индивидуальными особенностями Царского Села: павильонов Екатерининского и Александровского парков, Китайской деревни и Феодоровского городка. В планировочном рисунке жилого комплекса, по его словам, легко узнаваемы прообразы: барочные ландшафтные композиции регулярных парков Пушкина. "Таким образом в планировке и архитектуре новых кварталов закодирован образ парадного дворцового Царского Села, и мы уверены, что эти коды будут легко считываться зрителем", — заключает собеседник "ДП".
И получается, что в современных проектах от девелоперов, специализирующихся на коммерческой недвижимости, эстетика вполне сочетается с практичностью. Когда КОТ — это не только жилые квадратные метры, но и богатый инфраструктурный кластер. Продуманный, с учётом спроса. Впрочем, в строительстве всегда был важен прогноз: но в современных условиях пандемии и взрывного роста рынка недвижимости его роль выросла в разы. "Самое главное, поскольку проекты реализовываются несколько лет, — предугадать, что будет интересно потребителю и через 3 года, и через 5 лет", — говорит Дмитрий Павлов.