Невыгодный эквайринг: банки ищут новые способы привлечения клиентов

Автор фото: vostock-photo

Оплата товаров и услуг с помощью банковских карт всё чаще происходит онлайн. Банки лишились возможности конкурировать с помощью тарифов и ищут новые пути привлечения клиентов.

Рынок эквайринга (приёма безналичных платежей с помощью банковских карт) в Петербурге в годовом исчислении вырос на 6% и впервые за всю историю существования платёжных карт превысил объёмы снятия наличных (доля безналичных платежей достигла уровня 51,1%). По данным ЦБ РФ, в Петербурге за прошлый год было проведено операций по покупке товаров и оплате услуг на 1,46 трлн рублей.
Прирост нельзя назвать впечатляющим (для сравнения: по стране за этот же период объём безналичных платежей увеличился на 19%). Фактически по сравнению с 2019 годом темпы роста эквайринга в Петербурге сократились более чем втрое.
Участники рынка не видят стагнации, но расходятся во мнении относительно того, стоит ли ожидать в текущем году очередного этапа войны за клиента. Инфраструктура приёма платежей в городе давно сформирована и распределена между основными игроками. Но на кону оставшиеся 48,9% рынка, или 1,4 трлн рублей наличного оборота, доход от которого пока достаётся владельцам банкоматов.

Фундаменты роста

По данным ЦБ РФ, приём безналичных платежей в городе обеспечивает 157 тыс. устройств, за год их количество выросло на 26%, что в 3,5 раза выше темпов развития инфраструктуры в 2019 году. Прошлый коронавирусный год с его ограничениями привёл к новому и неожиданному витку конкурентной борьбы: война переместилась в онлайн–сегмент.
"Сегодня по доле безналичных платежей в розничной торговле рынок достиг исторического максимума, этому во многом поспособствовала пандемия, — говорит Галина Ванчикова, президент — председатель правления банка “СИАБ”. — Значительно увеличились обороты в сегменте доставок, ведь чтобы соответствовать новым реалиям, компании стали развивать курьерские службы. По этой же причине заметно выросла доля интернет–эквайринга".
По себестоимости организация онлайн– платежей банкам обходится чуть дешевле традиционного офлайн–формата: нет необходимости брать на себя затраты по обучению персонала, а также содержать оборудование в торговых точках и обеспечивать его бесперебойную работу, в том числе нести расходы на экстренную замену вышедшего из строя. Мобильные терминалы, которыми пользуются курьеры–доставщики, также учитываются в статистике терминалов по приёму оплаты.
"Росту онлайн–продаж помогли не только магазины с собственными службами доставки. Спрос на услуги по приёму платежей очень высокий и со стороны медицинских центров, которые перешли на онлайн–консультации и выездной сбор анализов", — отмечают в банке "ПСКБ".
"Прирост оборота денежных средств через каналы эквайринга Сбербанка в Петербурге за первые 4 месяца текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого составил 40%, оборот превысил 200 млрд рублей, — прокомментировали в пресс–службе Северо–Западного Сбербанка. — Почти четырёхкратный рост показал интернет–эквайринг, объём совершаемых онлайн–покупок достиг 23 млрд рублей. Наиболее высокий темп у индустрии фуд–ретейла, она увеличилась в 60 раз".
Фундамент для роста безналичных платежей был заложен пару лет назад. С одной стороны, приняты федеральные законы, обязывающие торгово–сервисные предприятия принимать к оплате банковские карты при достижении определённого оборота торговой точки. С другой — развитию рынка серьёзно помогают инициативы ЦБ РФ с его Системой быстрых платежей и принудительным внедрением приёма оплаты по QR–кодам. Текущей осенью рынок эквайринга может встряхнуть и ожидаемое подключение к новинкам крупнейшего банка страны.
Третье направление, о котором опрошенные "ДП" банкиры пока предпочитают не говорить вслух, — это целый пласт самозанятых. Появление в 2019 году нового подвида бизнесменов, придуманного для вывода из налоговой тени репетиторов, частных пекарей, курьеров и других подобных специалистов, со временем даст ещё один стимул к проникновению эквайринга в новые ниши и приведёт к перераспределению на нём игроков.
"После появления этого института сильно изменилась структура ряда бизнесов, но платежи по–прежнему принимает не самозанятый, а полноценное юридическое лицо, которое в дальнейшем уже и оплачивает курьерские услуги, — отмечает представитель одного из участников рынка эквайринга. — Но пока ни банки, ни платёжные системы до конца не понимают, как правильно наладить с ними взаимодействие".
По оценке ФНС РФ, статус самозанятых в Петербурге присвоен более чем 100 тыс. жителей. Исходя из установленного максимального оборота 2,4 млн рублей в год, объём их безналичных платежей может составить до 240 млрд рублей.

Секретный рынок

Вместе с тем рынок эквайринга остаётся одним из самых скрытных направлений банковского бизнеса: под предлогом коммерческой тайны ни кредитные организации, ни платёжные системы, ни сами клиенты не раскрывают не только размеры комиссий, но даже наименования своих банков–партнёров.
В годовых отчётах кредитных организаций нет данных о том, сколько денег им приносят услуги эквайринга, в отличие, например, от давно утратившей статус конфиденциальной информации о количестве расчётных счетов, объёме эмиссии банковских карт или размере просроченной задолженности.
ВТБ, например, в своей отчётности приводит данные только по обороту эквайринговой сети (с учётом данных Почта Банка) и не указывает объём полученного дохода. Сбербанк, напротив, публикует размер дохода, но не раскрывает оборот.
Принцип конфиденциальности сложился из–за поведения самих банкиров: узнав тарифную ставку для конкретного предприятия, банк–конкурент старался предложить тариф чуть ниже, тем самым переманивая клиента. Впрочем, сами банки говорят, что подобные схемы почти полностью ушли в прошлое. И теперь размером комиссии манипулируют клиенты, обещая сменить банк–эквайер, если текущий партнёр не снизит ставку.
Сегодня услуги эквайринга предлагают две трети банков в стране. На последнюю отчётную дату ЦБ РФ зафиксировал 251 участника (из 406 действующих кредитных организаций). За год число игроков рынка эквайринга сократилось на 8%, что идентично темпам снижения численности банков из–за отзыва лицензий. При этом соотношение эквайеров к общему количеству банков не меняется последнее десятилетие: шесть из 10 предлагают обработку безналичных платежей, хотя количество действующих кредитных организаций сократилось в 2 раза.
Часть представителей банковского сообщества отмечает, что отзывы лицензий привели к спокойствию и снижению конкуренции. Другие, напротив, видят её усиление, предрекая дальнейшее снижение тарифов.
"В последнее время в Петербурге конкуренция в эквайринге ощущается достаточно остро. Помимо традиционных игроков, крупных банков–эквайеров, сегодня на рынке начали проявлять активность и относительно мелкие банки, — сообщили в пресс–службе банка “Русский стандарт”. — По нашим наблюдениям, поведенческая модель компаний также немного меняется. Например, при наличии более широкого выбора клиенты порой пытаются диктовать не слишком выгодные для крупных банков условия и уходят в другие финансовые организации. Однако чаще всего, если клиент находит банк, готовый работать в убыток, то, как правило, это лишь временно. В итоге условия корректируются с учётом интересов банка, и в результате организация чаще всего возвращается к своему прежнему эквайеру".

Цена вопроса

Очередной виток внимания к ценообразованию услуг эквайринга был создан в прошлом году, когда регулятор официально ограничил размер комиссии для онлайн–сегмента в пределах 1%. В конце минувшего года ограничение было снято, но уже весной текущего представители интернет–торговли и крупнейших сетевых магазинов вновь заговорили о необходимости восстановить регулирование в ценообразовании.
На рынке циркулируют разные слухи о размере комиссий, при этом чаще всего звучит диапазон 1,5–2,5%. Но предельный размер для отдельных направлений может составлять и 3,5%, а минимальный — менее 1%. Всё зависит от желания конкретного банка заполучить то или иное предприятие к себе на обслуживание.
Как пояснили "ДП" в одном из банков, официально ценообразование зависит от различных факторов, основным их которых является интерчейндж (комиссия международной платёжной системы). При установлении цены для предприятия кредитная организация учитывает оборот, уровень клиентов, количество и принадлежность оборудования (аренда или собственность торговой точки), наличие расчётно–кассового оборудования и даже сроки перечисления поступающих платежей.
Борьба идёт на уровне десятых долей процента комиссии. Так, согласно опубликованным итогам закупки услуг эквайринга для СЗГМУ им. И. И. Мечникова, объявленный университетом тендер выиграл Сбербанк, предложив комиссию в размере 0,883% от каждого платежа, обойдя в ценовом предложении Газпромбанк (0,89%) и банк "Санкт–Петербург" (1,218%).
В большинстве закупочных процедур, изученных "ДП", договоры эквайринга заключаются с единственным поставщиком, и чаще всего название банка тщательно скрывается. В документации тендера на эквайринг для Музея истории Петербурга, например, выбран неназванный банк–победитель с тарифом 1,8%. В файле шаблона договора при этом название контрагента, Газпромбанка, не удалено.
Эта же кредитная организация, к примеру, обеспечивает оплату банковскими картами на наземном общественном городском транспорте ("Горэлектротранс" и "Пассажиравтотранс"), предложив транспортникам тариф 2,1% и 2% соответственно. В метрополитене услуги по приёму банковских карт традиционно оказывает банк "Санкт–Петербург".
Северо–Западная дирекция скоростного сообщения ОАО "РЖД" закупила услуги эквайринга по тарифу 1,8% (название банка не раскрывается).
ГБУ "Дирекция по управлению гостиничным и ресторанным комплексом" выбрало единственного поставщика приёма платежей, банк ВТБ, с тарифом 1,5% (при оплате картами банка он снижается в 3 раза). ТЮЗ им. Брянцева всем эквайерам предпочёл Сбербанк (при размере комиссии 2,5%).
В большинстве тендеров комиссия не меняется уже несколько лет: доход от эквайринга по совокупности причин приблизился к его себестоимости.
Доля безналичных платежей уже преодолела "экватор", и мы прогнозируем дальнейший рост. Российский рынок — один из самых технологически развитых в мире, конкуренцию банкам составляет большое количество успешных компаний в разных сферах: кошельки, системы приёма денежных средств, системы переводов, агрегаторы приёма услуг ЖКХ и т. д. В последнее время составные части расходов эквайера росли из–за роста стоимости курса иностранных валют и роста доли премиальных карт. У ретейла есть возможность снизить расходы на эквайринг за счёт приёма оплаты через Систему быстрых платежей.
Владимир Турчин
начальник управления "Развитие технологий эквайринга" ВТБ
Конкуренция в последнее время скорее снижается. Рынок достаточно стабильный, новые игроки на него не выходят. В 2017–2019 годах, например, конкуренция в основном велась за счёт ставки, но на данный момент маржа настолько низкая, что дальнейшее снижение ставок происходить не должно. Часть игроков интернет–эквайринга лишились лицензий, рынок стал поспокойнее. В эквайринге есть стоимость переключения для самого клиента (разработка или замена оборудования). И различие в цене, которую предлагают разные банки, обычно не позволяет компенсировать затраты. Потому шантажировать с помощью стоимости услуг, угрожать уйти к другому эквайеру, достаточно тяжело: хотя сама суть услуги и её стоимость у большинства игроков похожа, всегда есть небольшие особенности, которыми отличаются различные сервисы по приёму платежей.
Владимир Прибыткин
председатель совета директоров банка "ПСКБ"