09:0127 мая 202109:01
245просмотров
09:0127 мая 2021
27 апреля состоялось выступление главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, на котором он представил если не стратегию, то общее направление развития Москвы на ближайшие пару десятилетий. Основновной посыл сообщения отражён в растиражированной СМИ цитате: "Москва в перспективе 10–15 лет — это абсолютно другой город. Город не видел таких масштабных изменений с 1930-х годов".
Надо сказать, что масштабные изменения происходят с Москвой регулярно, и даже такая невинная, на первый взгляд, вещь, как благоустройство, организованная с должным рвением, способна практически парализовать жизнь городского центра, как это случилось несколько лет назад. И в этом, кажется, главное отличие московской градостроительной политики от петербургской.
Недавно мы (неформальное содружество московских архитектурных бюро Хора, Saga и Nowadays) пригласили в гости талантливых петербургских коллег — Хвою, Katarsis Architects и Сергея Мишина, — чтобы обсудить, что нас волнует. Когда речь зашла о том, как строить в городе, Петр Советников (KA) сказал, что Петербург оказывается разрываем двумя противоположными интенциями — развиваться и сохраняться — и в итоге топчется на месте, медленно осыпаясь (не факт, что это так уж плохо).
Москва, конечно, не топчется, а бешено кружится в хаотическом танце истерического метаболизма: без конца обрушивая, перекраивая и растягивая себя во всех направлениях, в том числе вертикально. Для градозащитников — мы говорим это без иронии — такое положение дел — трагедия. Но мы смотрим на эту ситуацию иначе, и дело тут не в цинизме и не в стокгольмском синдроме. Нам действительно кажется, что беспрестанное московское самопожирание почти достойно стать объектом нематериального наследия ЮНЕСКО.
Многовековое стягивание ресурса (начавшееся с собирания земель) привело к тому, что эта энергия пропитала московскую почву и теперь прёт оттуда чудовищными пузырями. Мы пытаемся работать с этой энергией: седлать её, укрощать и преобразовывать, чтобы те архитектурные формы, которые она принимает, сообразовывались с окружающим городским ландшафтом, а также служили принципам — снова без иронии — красоты и гуманизма. Не чуждым, кстати, Петербургу.
Автор — Ната Татунашвили (Nowadays office)