Разводка не по графику: новые мосты через Неву разрежут землю предприятий

Автор фото: Сергей Ермохин

Конфигурацию двух будущих мостов через Неву хотят изменить так, что подъезды к ним пройдут прямо по территориям крупных предприятий.

Ново–Адмиралтейский мост, который свяжет Коломну с Васильевским островом, прежде хотели строить в створе 22–й и 23–й линий. В таком исполнении он пересёк бы Большую Неву и, затронув лишь самый край Ново–Адмиралтейского острова, вышел бы к наб. реки Мойки. Но в проекте нового генплана переправу сдвинули более чем на 300 метров выше по течению Невы — к тому месту, где сейчас стоит причал с музеем "Подводная лодка С–189", между 16–17–й и 18–19–й линиями. Так что, перешагнув Неву, мост выйдет ровно посередине Ново–Адмиралтейского острова, своим съездом разрежет его пополам и пройдёт к перекрёстку наб. реки Мойки и Английского пр., главной магистрали Коломны.

Найти правильную линию

Помимо подводной лодки проблема в том, что Ново–Адмиралтейский остров занимает стратегическое (согласно системе "Контур.Фокус") предприятие — Адмиралтейские верфи. Хотя разговоры о возможности перевода завода идут давно и уже в нынешнем генплане остров обозначен как зона деловой застройки, конкретики не было, предприятие продолжает работать. Теперь же в проекте генплана остров обозначен не просто как деловая зона, а деловая зона под развитие (то есть под редевелопмент) с тем же сроком, что и проектируемый мост (к 2040 году).
На Адмиралтейских верфях не прокомментировали планы по выводу предприятия и редевелопменту, отметив лишь, что "строительство моста через Неву относится к компетенции городских властей". Руководитель экспертной группы комиссии по горхозу ЗакСа Александр Карпов в комментарии "ДП" отметил, что прежний вариант трассировки создавал слишком большую нагрузку на 22–ю и 23–ю линии, здесь же потоки на Васильевском будут распределены сразу на две улицы. Съезд в сторону Адмиралтейского района также будет и на Мойку, и на Английский. К тому же старая планировка накладывалась на линию метрополитена, что создавало потенциальные риски. Наконец, прежнее расположение устоев моста вызывало критику с точки зрения безопасности судоходства.
По словам транспортного инженера Дмитрия Баранова, Ново–Адмиралтейский мост не состоялся именно ввиду проблем с безопасностью судоходства и из–за необходимости переноса Адмиралтейских верфей. Но и новое место эксперт считает очень неудачным.
"Там сейчас прекрасная набережная с причалом, а мост её испортит. Кроме того, мост предполагает организацию одностороннего движения по 18–19–й и 16–17–й линиям, но эти линии представляют собой бульвары. Чтобы сделать там одностороннее движение, бульвары придётся уничтожить, а это недопустимо, так как бульвары являются ЗНОП. Дополнительно загружать эти линии — значит сильно ухудшить жизнь тех, кто там живёт. Да и на другой стороне подключение очень неудобное. На мой взгляд, оптимальным был бы створ 24–й и 25–й линий, но там уже, насколько я слышал, запланировано строительство жилья. Транспортный эффект тоже вряд ли будет значительным, так как потоки упрутся в те же самые узкие места, что и сейчас, а расстояние до соседнего Благовещенского моста очень небольшое. В целом любое значительное перераспределение потоков в этом районе приведёт к ущербу для жителей, который нужно как–то компенсировать", — прокомментировал "ДП" Баранов.

По землям "Водоканала"

Ещё один проектируемый мост — Арсенальный, дублёр Литейного, прежде предполагался только до Смольной наб. Теперь же, по проекту генплана, съезд с него хотят пробить через историческую территорию Главной водопроводной станции до Таврической ул. При этом часть станции к западу от моста переводится в деловую зону, тогда как большая часть остаётся в инфраструктурной. Ранее, между прочим, всю станцию хотели выводить.
"В перспективе город может рассмотреть вариант об отказе от использования этой станции для снабжения водой, и начиная с 2022 года эта территория начнёт освобождаться", — заявлял ранее главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев. Однако теперь в "Водоканале", кажется, с землёй расставаться не готовы.
"Запросов на строительство съезда с моста через территорию Главной водопроводной станции в адрес ГУП “Водоканал Санкт–Петербурга” не поступало. Вывод Главной водопроводной станции не планируется", — заявили "ДП" на предприятии.
Там добавили, что, если вывод всё–таки состоится, судьбу земли будет определять собственник — то есть город.
Решение с пробивкой съезда с Арсенального моста в сторону Шпалерной правильное, но в нынешнем виде оно не может быть реализовано, прокомментировал Карпов. Выделенный коридор слишком узкий, если сравнивать с грандиозными петлями Орловского тоннеля (который, к слову, тоже сохраняется в проекте генплана) и другими развязками. Нужна ещё развязка моста со Смольной набережной.
Дмитрий Баранов ещё в 2017 году подавал предложение о пробивке съезда Арсенального моста до Шпалерной, что необходимо для прямой связи Центрального и Калининского районов, прежде всего для общественного транспорта.
"Такой связи сейчас очень не хватает, а без пробивки мост работал бы только на личный транспорт и перегружал Воскресенскую наб. Есть вопрос, что делать с узкой Таврической ул., на которую выходит створ подхода к мосту. В генплане предлагается её реконструировать, но фактически это невозможно. Решением может стать использование коридора Суворовский пр. — пл. Пролетарской Диктатуры — Тверская ул. — часть Таврической ул. к северу от Тверской ул. (в этой части улица шире). Сам Арсенальный мост — нужный проект, так как сейчас Литейный мост очень загружен, вокруг него серьёзные транспортные проблемы, и альтернативный коридор не только разгрузит Литейный, но и позволит “очеловечить” пространство вокруг. Кроме того, в Калининском районе идет активный редевелопмент промзон, требующий развития общественного транспорта", — говорит Баранов.
В комитете по транспорту про узость Таврической ул. ничего не сказали, но отметили, что её пробивка "поможет правильно перераспределить транспортные потоки на набережной".

Загрузки хватит всем

Что касается Орловского тоннеля, который сохраняют в проекте генплана, то этот объект никак не связан с Арсенальным мостом и не конкурент ему, говорят собеседники "ДП".
"Обсуждался другой мост, в створе Феодосийской ул., как альтернатива тоннелю, но проект был довольно неудачный и не состоялся. Сама идея тоннеля как транспортной связи в этом месте выглядит логичной, однако на поверку это очень дорогой, но не очень эффективный проект, потому что подходы к нему со стороны Центрального района очень ограничены. Он немного сокращает путь для водителей, но в целом транспортные проблемы города не решает. И удешевить его при таком расположении никак нельзя. А строительство развязок для подключения тоннеля приведёт к ликвидации двух скверов, которых в городе и так не хватает. В общем, объект в генплане оставили на всякий случай. Не думаю, что он вообще когда–нибудь состоится", — считает Баранов.
Арсенальный мост и Орловский тоннель не конкуренты, отмечают в Комтрансе. "Каждый разгружает свой мост: Арсенальный работает на Литейный, Орловский — на Большеохтинский. Загрузки хватит на всех с учётом развития застройки", — прокомментировали в комитете.
"Решения по размещению Ново–Адмиралтейского и Арсенального мостов отражены в проекте генерального плана на основании Концепции развития транспортной системы Петербурга, разработанной по заказу комитета по развитию транспортной инфраструктуры", — прокомментировали "ДП" в КГА. Там отметили, что подход к Арсенальному мосту со стороны Шпалерной в створе Таврической ул. является проектным предложением НИПЦ генплана и "обосновывается необходимостью перераспределения транспортных потоков в центральной части города". Что касается Ново–Адмиралтейского моста, по данным Комтранса, он сдвинут в связи с тем, что "кгиоповские ограничения противоречили старому генплану".
Генплан будет обсуждаться на общественных слушаниях в 2021 году. Срок строительства мостов — 2040 год. Добавим, новым генпланом предусмотрено строительство ещё одной важной переправы через Неву — в створе Фаянсовой и Зольной ул. (она станет частью Широтной магистрали скоростного движения, ШМСД).
Правда, поскольку власти всё никак не могут определиться, что они хотят — мост или тоннель, проектом предусмотрено и то и другое. А на Петроградской стороне, чтобы замкнуть набережные вокруг острова в кольцо, предусмотрен тоннель под Лопухинским садом (прежние планы по строительству обычной набережной не выдержали критики).
У Ново–Адмиралтейского моста наиболее туманные перспективы из всех транспортных проектов. Перенос в створ 16–й линии — это в первую очередь направление потока на достаточно широкую магистраль, так как по 16–й линии ранее ходил трамвай. В Адмиралтейском районе этот мост практически некуда подключать: все улицы весьма узкие. Наилучшее решение — сделать этот мост чисто трамвайным: более простое подключение, меньше стоимость моста, на порядок выше провозная возможность по сравнению с автомобилями. Для автомобилей уже построили ЗСД. Возможно, вопрос изъятия территории Адмиралтейских верфей не имеет в данном случае значения, так как их всё равно надо убирать. Или сделать эстакаду. Арсенальный мост нужен и при Орловском тоннеле: мостов через Неву крайне мало. Арсенальный мост разгрузит Литейный, так как Орловский тоннель будет обслуживать другие потоки. Пробивка до Шпалерной серьёзно усложнит транспортную ситуацию в Центральном районе, но, видимо, разработчики посчитали, что набережная не справится с потоком автомобилей. Хотя мне кажется более перспективным другой подход — чем меньше мостов, тем меньше автомобилей в центре, а в центре приоритет для городского пассажирского транспорта. Но для этого надо обустраивать коридоры приоритетного движения городского транспорта, в том числе с мостами и тоннелями.
Андрей Горев
профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ
Мост — это не просто инженерное сооружение от кромки до кромки. Подчас примыкания, развязки к нему могут стоить столько же, сколько и сам мост, или даже больше. Поэтому на вопрос, куда выводить Арсенальный мост — на Воскресенскую набережную, на Шпалерную улицу или ещё куда–то, — должны отвечать проектировщики. Что будет наиболее экономически целесообразным. В целом Петербургу давно не хватает как минимум трёх транспортных переходов через Неву: Арсенальный створ, Пискарёвский створ и створ ул. Коллонтай.
Кирилл Иванов
Директор ассоциации "Дормост"