Мысли о прошлом: горячее время для российского кинематографа

Отечественный кинематограф продолжает выпускать на экраны картину за картиной.

Порой создаётся ощущение, что заскучавшие за время вынужденной изоляции российские кинематографисты сейчас стараются выдавать одну премьеру за другой. Пока сложно сказать, насколько к этому готовы зрители, но всё–таки сама тенденция радует. Тем более что фильмы выходят разные, и большинство вызывают интерес.

Механизм в центре внимания

Так, продолжается прокат военно–приключенческого блокбастера "Девятаев", основанного на реальной истории. Летом 1944 года лётчик, которого играет Павел Прилучный, попадает в плен. Сколотив экипаж из десятка заключённых, герой бежит из концлагеря.
Тимур Бекмамбетов и его постоянный оператор Сергей Трофимов, дебютировавший здесь в качестве режиссёра, создали удивительный прецедент в жанре российского военного кино. Фильм отчётливо наследует советским образцам (чухраевское "Чистое небо", вероятно, было одним из ориентиров) в том, как выписаны обстоятельства, ситуации и характеры, при этом успешно используя голливудский стиль съёмки и кажущиеся безграничными технические возможности сегодняшнего кинематографа.
В "Девятаеве" продолжает развиваться новейший импульс отечественных военных картин, когда в центре оказывается не человек, а механизм. Последние фильмы на эту тему не так давно шли на экранах — "Т–34", "Танки", "Собибор" и другие. Кстати, рабочее название картины было "Фау–2. Побег из ада".

Старость в ритме танго

А 13 мая в прокат вышел фильм "Паркет" от режиссёра Александра Миндадзе.
Сюжет вкратце таков: спустя четверть века на юбилее танцклуба собираются три бывших партнёра: мужчина с броским творческим псевдонимом Какаду (Анджей Хыра, "Доктор Лиза") и две его женщины — бывшие жена Элизабет (Агата Кулеша) и любовница Валенсия (Евгения Додина). Поскольку лучшего способа коммуникации, чем танец (а конкретно танго), они не знают, то отношения друг с другом и с прошлым будут выяснять на паркете.
Предыдущие фильмы Миндадзе в определённом смысле повторяют судьбу друг друга, испытывая сложности то на этапе съёмок, то в момент выхода в прокат. В случае с "Паркетом" создателям относительно повезло — Минкульт сценарий поддержал, но возникли препоны производственного свойства. В итоге фильм впервые показали в Таллине на фестивале "Белые ночи", а затем на ММКФ. Новая картина режиссёра, как ни удивительно, вписывается в тренд, возникший 2–3 года назад, имя которому — "рефлексия на тему лихих девяностых". Герои были звёздами времени расцвета танцклубов в 1990–х, а затем наблюдали, как всё сходит на нет.
Камера оператора Олега Муту, приложившего руку к лучшим работам "румынской новой волны", весь фильм сама будто танцует, создавая причудливый хореографический рисунок — нервный, тревожный, рваный.
И так же ведут себя персонажи, чьё состояние скачет по синусоиде: вот героини только что чуть ли не дрались, а вот уже объединяются, чтобы поглумиться над их бывшим общим мужчиной. Как и все прошлые картины режиссёра, эта тоже о катастрофе — но на этот раз не столько о смерти, сколько о старости.