Вчера, 11 мая, утром девятнадцатилетний студент колледжа Университета управления "ТИСБИ" с ружьём вошёл в гимназию № 175, где он учился 4 года назад, и убил девять человек. Учительницу английского языка и восемь учеников. Ещё 20 человек ранены. Лицензию на оружие казанский стрелок на законных основаниях получил 28 апреля. Причём здесь важна не скорость "купил — убил", а злопамятность. Важны и величина той раны, которую нанесли тогда ещё пятнадцатилетнему подростку, и степень кровавого безумия, застившая остатки разума: ведь поквитался он не со своими обидчиками, а с другими людьми, оказавшимися в ненавистных стенах школы.
Всё время своего взросления он помнил обиду и жаждал мести. Поступил в частный приличный универ, который ведёт студентов от колледжа до аспирантуры, и жаждал мести. Общался со сверстниками, шутил с девушками и жаждал мести. Копил на ружьё или объяснял родителям, зачем ему такая сумма, — всё же 20–30 тыс. рублей для подростка немалые деньги, получал разрешение на покупку оружия, проходил психологическую экспертизу, покупал ружьё Hatsan Escort, вроде бы такое же, как у керченского стрелка. (Массовое убийство в Керченском политехническом колледже произошло 17 октября 2018 года. В результате взрыва и стрельбы тогда погиб 21 человек.) Совершал какие–то другие требующие спокойствия и выдержки действия. И жаждал мести.
Вряд ли мы узнаем причину. Но, даже зная её, невозможно предотвратить трагедию только запретительными мерами. Видео, где дорого постриженный парень с гематомами на груди, прикованный наручниками к клетке, матерится и рассказывает, что он бог, собрало в telegram–канале "Еду в Татарстан" миллионы просмотров и сотни комментов. Виноват интернет. Интернет запретить. Профессионально сделанные фильмы, где затравленный тинейджер с помощью оружия сводит счёты с одноклассниками и учителями, собирают в прокате миллиарды. В случившемся виноваты фильмы. Фильмы к показу запретить. Контроль за оборотом оружия ужесточить, выдачу лицензий усложнить…
И всё тщетно. Где–нибудь всё равно рванёт. Единственный способ, правда очень долгий, — убеждать детей и подростков, что конфликты случаются, но есть множество вариантов их разрешения. Причём полно и бескровных. Врага вовсе не обязательно уничтожать. А самое мудрое — над конфликтом подняться и относиться к нему спокойно.