Мониторы вместо парт: онлайн-школы заработали на пандемии

Автор фото: Сергей Коньков

Переход на дистанционное обучение стал серьёзным испытанием для системы общего образования. Классические школы оказались не готовы выйти в цифру. А вот частные онлайн-школы на этом фоне смогли неплохо заработать и расширить свой бизнес.

Как рассказала корреспонденту "ДП" генеральный директор онлайн-школы "Стимул" Галина Буторина, в текущем учебном году около 50 учеников перешли к ним из государственных учебных заведений. Причина простая — здесь они нашли все плюсы онлайн-обучения без минусов, свойственных "дистанционке" государственных школ. Таких как неподготовленность учителей к работе в новых условиях, несовершенство технического оборудования, отсутствие адаптированных под онлайн учебных программ и так далее.
В "Стимуле" отмечают, что если ещё в 2018/19 году родители настороженно воспринимали дистанционное обучение, то пандемия показала все реальные возможности данного формата при правильном подходе. В результате набор 2020/21 года был на 20% выше.
"Если говорить о количестве наших образовательных программ, то мы увеличиваем их объём на 30% по сравнению с предыдущим годом, прежде всего для старшеклассников", — говорит Буторина.
По мнению директора цифровой онлайн-школы "БИТ" Юлии Тихомировой, плюс такого учебного заведения — в мобильности и адаптивности. Здесь обеспечивается индивидуальный подход к каждому ученику, что сложно реализуемо в переполненных классах.
"В классической школе есть определённый алгоритм и расписание, которые поменять для одного или двух детей нельзя. Это, как правило, касается детей-спортсменов, артистов, музыкантов. Они постоянно выпадают из учебного процесса", — объясняет Тихомирова.
При этом необходимо учитывать, что рынок онлайн-образования до сих пор не сформирован до конца. Многие организации работают, не имея государственной лицензии и, соответственно, не имея права выдавать аттестаты государственного образца. Фактически они оказывают услуги репетиторов, однако позиционируют себя как полноценные школы. Порой это приводит к неприятным ситуациям.
"В нашу школу сейчас приходит много родителей, которые отправили своих детей обучаться в такие нелицензированные "школы". Перед тем как их туда отправить, они невнимательно изучали договор. Из-за этого их ребёнок был не аттестован. И теперь им приходится снова платить", — говорит директор "Школы Экспресс" Ольга Владимирская. По её мнению, пиковый спрос, возникший во время пандемии, может привести к увеличению количества таких сомнительных заведений.
По мнению маркетолога "Онлайн-школы №1" Евгения Семёнова, возникающие и пропадающие маленькие онлайн-школы очень сложно посчитать, поэтому оценить степень насыщенности рынка мало кто берётся. Серьёзных игроков, приходящих "всерьёз и надолго", появляется не более 3–10 в год.
"Онлайн-школы в основном работают в Москве, им там создали хорошие условия для развития, даже выделяют субсидии. Значительная часть петербургских детей учится именно в московских онлайн-школах", — отмечает Галина Буторина.
Доходы у московских предпринимателей тоже выше. По данным СПАРК, выручка зарегистрированной в Москве цифровой онлайн-школы "БИТ" в 2020 году выросла в несколько раз и составила 36,8 млн рублей. Онлайн-школа "Стимул" за 2020 году получила выручку в 2,1 млн рублей, однако учитывая, что в 2019-м показатель был всего 63 тыс. рублей, это можно считать впечатляющим успехом. ЧОУ "Школа Экспресс Санкт-Петербурга" выручило 15,2 млн рублей против 11,8 млн в 2019 году.
Как полагает заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ Камилла Нигматуллина, в образовательном сообществе сейчас точно не осталось равнодушных к вопросу развития онлайн-технологий. Каждому приходится сделать свой выбор: пересмотреть взгляды или нет.
"Скорость адаптации к переменам — вот залог успеха как педагогов, так и учеников. Надо понимать, что это не технологическая адаптация, а культурная. Нужно принять, что образование может быть и офлайн, и онлайн, и потоковым, и индивидуальным, и смешанным — абсолютно любым. Нужно уметь просчитывать эффекты от каждого формата. Учёба ценна в любых количествах, а спрос сегодня есть на продукты любого формата и качества. Вот последнее печалит. Хотелось бы выровнять рынок образования и усилить конкуренцию, чтобы качественных продуктов стало больше", — отмечает Камилла Нигматуллина.
Согласно исследованию российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий, подготовленного с участием экспертов НИУ ВШЭ, фонда "Общественное мнение", сервисов Coursera, Skyeng и других компаний, доля частного бизнеса на российском рынке общего среднего образования в 2021 году составляет 5,8 % (41 млрд рублей). На онлайн-образование приходится 1,5% от общего объёма рынка или около 10 млрд рублей.
В целом, специалисты резюмируют, что перевод образовательного процесса в онлайн на фоне пандемии стал своеобразным вызовом для многих вузов. Тем не менее, этот опыт всё же способен заметно изменить рынок образования к лучшему, став стимулом к развитию конкуренции и повышению качества образовательных услуг.
"Система образования трансформируется уже больше 20-ти лет, и сегодня цифровизацию просто невозможно игнорировать, — говорил ранее в комментарии "ДП" руководитель отдела по работе с системой образования компании Softline в СЗФО Алексей Щербаков. — Весной прошлого года большинству вузов пришлось экстренно перестраивать режим работы, и те, кто до этого момента не развивал онлайн-направления, были вынуждены "латать дыры" в IT-инфраструктуре, обеспечивая техническую возможность для дистанционного взаимодействия между студентами и преподавателями. Осенью в Правительстве даже разработали систему грантов для помощи таким образовательным учреждениям".
По словам начальника управления информатизации РГПУ им. А. И. Герцена Дмитрия Белобородова, при грамотном подходе к организации процесса, удалёнка оказывается не такой пугающей, как это представлялось вначале. А вот развитие гибридной модели обучения на перспективу, по его словам, потребует существенных вложений: для качественной организации этого процесса требуется масштабное переоборудование аудиторий.