Дарья Кильцова Все статьи автора
22 апреля 2021, 07:01 11435

Неуправляемый автобус: у транспортной реформы всё ещё нет цифровой начинки

В прежние времена кассы, куда
кидали пятачки, были на ручном приводе.
А теперь даже они умные.
В прежние времена кассы, куда кидали пятачки, были на ручном приводе. А теперь даже они умные.
Фото: Сергей Коньков

Задержки с созданием цифровой начинки сильно усложнят жизнь авторам транспортной реформы.

Уже в июне комитет по транспорту в лице подведомственного ГКУ "Организатор перевозок" намерен объявить аукционы на обслуживание новой маршрутной сети в рамках грядущей транспортной реформы. Документ планирования (содержащий перечень маршрутов и другие технические детали) для этого разработан и лишь ждёт утверждения, однако вопроса готовности "мозгов" реформы, с помощью которых подвижной состав должен стать умным, власти избегают.

Штрафы за парковку передали комитету по транспорту

Штрафы за парковку передали комитету по транспорту

116

Изначально управлять автобусами Смольный собирался через Комплексную информационную систему управления городским и пригородным пассажирским транспортом (КИСУ ГППТ). Она должна была заменить существующие и уже устаревшие комплексы — Автоматическую систему управления городским пассажирским транспортом (АСУ ГПТ) и Систему электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП).

Но, как выражается глава Комтранса Кирилл Поляков, "КИСУ не взлетела".

И хоть её разработчик ООО "НТЦ “Измеритель”" (входит в ГК "Штрих–М"), как писал "ДП", пытается повторно продать городу свои разработки, презентуя их через спикера ЗакСа Вячеслава Макарова, Смольный связываться с КИСУ больше не хочет. Сейчас подрядчик пытается отсудить у города 343 млн рублей, а перспектива использования уже выполненных им наработок, на которые были потрачены бюджетные средства, не определена.

Вопрос не по зарплате

Теперь власти возлагают надежды на сервисную модель управления, или же Комплекс сервисов управления (КСУ). Её принцип состоит в том, что сторонний разработчик готовит набор программных решений, доступ к которым продаётся городу в рамках контракта. Соответствующий конкурс, как писал "ДП", предполагалось объявлять в конце 2020 — начале 2021 года. Но этого до сих пор не произошло. Комтранс переложил ответственность на комитет по информатизации и связи (КИС).

"Не по зарплате вопрос. Владелец всех ГИС (государственных информационных систем. — Ред.) — комитет по информатизации и связи. Может, они собственными силами это будут делать, не берусь комментировать", — сообщил Кирилл Поляков на вопрос "ДП" о сроках конкурсной процедуры по КСУ. При этом он подтвердил, что вместе с комитетом они работают "в очень плотном режиме".

"Есть понимание примерного графика, думаю, до конца года какой–то драфт увидим, то есть работающую систему в режиме “для нас”, — уточнил Поляков. — К началу транспортной работы все системы будут работать, в этом меня заверили коллеги из комитета по информатизации и связи и курирующие руководители. Ни разу ещё не подводили, поэтому я им склонен доверять. Тестить мы сможем в декабре".

В 2022 году на наземном транспорте Петербурга может появиться тариф "60 минут"

В 2022 году на наземном транспорте Петербурга может появиться тариф "60 минут"

194

В КИС на вопросы о КСУ заявили: "Вопросы подготовки к транспортной реформе, в том числе закупка сервисов по управлению транспортом, относятся к ведению комитета по транспорту".

Оторваны от реальности

Внятного ответа, будут ли синхронизированы тендеры на КСУ и новую маршрутную сеть, "ДП" не получил. "Все предметные обсуждения последние месяцы не касаются главного — вопроса готовности и перспективности использования сервисной модели", — говорит источник "ДП" в Смольном.

По его словам, многие потенциальные участники конкурса готовятся к нему, но большинство делает это по версии технического задания, датированной октябрём 2020 года. "А уже сейчас в этом ТЗ есть разделы, которые точно не актуальны. Среди участников есть “Ростелеком” и ВТБ, серьёзные игроки. Они взяли старую версию ТЗ и готовятся по ней, потому что других данных у них нет, но готовыми надо быть. Потенциальные исполнители контракта немного оторваны от реальности. Это косвенные признаки, что актуального решения нет", — говорит собеседник "ДП".

Актуальное решение необходимо, чтобы прописать нужные требования в аукционную документацию по транспортной реформе. Речь идёт об оборудовании, которое надо ставить на подвижной состав.

"Это самый сдерживающий момент. Можно написать, что должны быть такие–то и такие–то сервисы, но к автобусам это какое отношение будет иметь? Уже сейчас нужно понимать, какие “железки” прикручивать в подвижном составе, — говорит собеседник "ДП" в транспортной сфере. — Это лизинговые схемы, требования, которые нужно оттранслировать производителям автобусов, чтобы они заключили договоры с нужными поставщиками. Либо это вариант, когда автобусы покупаются без этих систем, после чего перевозчик занимается ими самостоятельно. Но в таком случае сроки сжатые, нужно и необходимого поставщика найти, и договориться с производителями автобусов, чтобы эти “железки” не мешали функционированию подвижного состава в целом. Это куча рисков, на которые зачем–то нужно будет идти всем участникам процесса".

"Связка КСУ и аукционов точно есть, и её нужно понять уже сегодня. В документации должны быть прописаны чёткие требования, иначе это всё просто не заработает", — говорит ещё один собеседник "ДП" на рынке.

Есть вариант, при котором на перевозчиков не будут возлагать затраты по оборудованию автобусов. В таком случае можно не спешить, но, как отмечают эксперты, в рамках брутто–контрактов, когда подрядчикам оплачивают только транспортную работу, а все доходы идут в бюджет, это реализовать сложно. Напомним, на оборудование каждого автобуса техникой потребуется порядка 1 млн рублей.

С Москвой и в цифре

Ранее "ДП" писал, что проведение конкурса на КСУ тормозит проект "СберТройка" — распространение на Петербург и Ленобласть московской карты "Тройка", которую вместе со столичными властями двигает "Сбер". Тормозит потому, что опять же необходима ясность, каким функционалом должны обладать сервисы в рамках КСУ, с "Подорожником" им работать или с "Тройкой".

По словам Кирилла Полякова, от "Подорожника" никто отказываться не будет, поскольку "СберТройка" — это на самом деле последователь "Подорожника", который работает на той же самой платформе (об этом и писал ранее "ДП"). Плюс непросто определить, как регионы будут делить между собой средства от оплаты проезда по единой карте.

"Возможность использовать “Тройку” в Петербурге мы реализуем, но заменять одно другим — сложно сказать, насколько целесообразно. Будет предусмотрена возможность объединения двух карт в цифровом варианте. Коллеги из Москвы тоже планируют виртуализировать “Тройку”, как и мы “Подорожник”. На межпрограммном уровне планируем объединить эти платформы. Мы почему и хотим синхронизировать эту историю, поскольку платформы похожи, на двоих это не будет так дорого стоить", — пояснил Поляков.

Собеседники "ДП" в Смольном полагают, что для планового проведения транспортной реформы нужно определиться с составлением техзадания для КСУ до конца апреля.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама