Этот опыт ещё пригодится: Алексей Кудрин о работе в СПбГУ и вызовах образованию

Автор фото: ТАСС
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин

Мало кто знает, что Алексей Кудрин, председатель Счётной палаты, министр финансов России в 2000-2011 годах, является ещё и деканом факультета свободных искусств и наук СПбГУ

В марте 2021–го стало известно о том, что факультет ждёт реорганизация: он должен стать самостоятельным юридическим лицом — Университетом искусств и наук.

Алексей Леонидович, факультету свободных искусств и наук исполнилось 10 лет. Он был первым в стране, где стали применять новую для России модель образования liberal arts and sciences. Насколько легко в нашей стране приживаются новые формы? Вышла ли эта модель, что называется, в серию? Или это всё же штучная, уникальная история, которая могла реализоваться только в Петербурге?

— Образовательная программа "Искусства и гуманитарные науки" появилась в СПбГУ ещё в 1999 году, на её основе в 2011 году и был создан факультет. Так что уже больше 20 лет модель свободных искусств и наук успешно применяется в Санкт–Петербургском университете.
Она предусматривает для студентов индивидуальный учебный план, более интенсивное общение с преподавателем, большую свободу выбора курсов, мультидисциплинарность. Задача — научить человека мыслить широко, не ограничиваясь рамками традиционных направлений и дисциплин.
Сегодня эта образовательная модель успешно развивается, в 2012 году появился факультет Liberal Arts в РАНХиГС, с 2017 года она реализуется в Школе перспективных исследований ТюмГУ. В этом году свой факультет свободных искусств и наук создала Шанинка.
Центры по этой образовательной системе появляются по всему миру, её активно применяют азиатские, китайские колледжи свободных искусств и наук. Считаю, что эту модель надо развивать. Необходимо усиливать, продвигать её и в России. Поэтому правительством и министерством науки и высшего образования прорабатывается решение о преобразовании факультета в отдельный университет.

Во время пандемии вузы либо полностью перешли на дистант либо стали практиковать гибридные форматы. Их критикуют не только многие преподаватели (особенно старшего возраста), но и студенты. Насколько, на ваш взгляд, изменилась роль высших учебных заведений?

— Для российского образования это был серьёзный вызов. Наш факультет одним из первых в СПбГУ и в России перешёл весной 2020 года на дистанционную систему образования, благодаря чему нам удалось избежать многих рисков, с которыми была сопряжена пандемия. С одной стороны, конечно, ограничение личного общения — серьёзный изъян для учёбы и научного взаимодействия. Но в то же время Zoom, Microsoft Teams и другие дистанционные платформы предоставляют достаточно возможностей как для учёбы, так и для академического взаимодействия с зарубежными и российскими коллегами, которые живут и работают не в Санкт–Петербурге.
Мы перевели обучение в онлайн, а также смогли провести онлайн несколько крупных международных конференций, возобновить работу регулярных публичных мероприятий и семинаров.
Сейчас проводим обучение в смешанном режиме, когда часть аудитории присутствует на занятиях и общается лично, а кто–то выходит дистанционно. Конечно, многие студенты настаивают на возвращении в аудитории, но есть и те, кто уже привык работать из дома. У дистанта есть минусы, но есть и плюсы. Например, он значительно расширяет аудиторию и даёт возможность привлекать лучших экспертов со всего мира.
Автор: Коньков Сергей

Как пандемия повлияла на партнёрские и магистерские программы, которые предусматривали зарубежные поездки и участие иностранных преподавателей, например программа "Кураторские исследования"?

— Ограничения есть ограничения, тут никаких вариантов у нас не было. К сожалению, в прошлом году не состоялись некоторые магистерские поездки на международные выставки, на Венецианскую биеннале в год её проведения. Посещение этих выставок добровольно и факультативно, но, конечно, это важная часть обучения.
Мы попытались заменить поездки, которые традиционно дополняли учёбу на нашей программе, новыми онлайн–проектами и программами. Впервые за историю существования факультета был обеспечен онлайн–доступ к дистанционным проектам Центра кураторских исследований, нью–йоркского Музея современного искусства и других профильных институций. Подобного доступа не было никогда за всю историю существования программы.
В условиях пандемии нам понадобилось переформатировать выпускные выставки для соответствующей магистерской программы. Мы научились в сложившейся ситуации оперативно реализовывать кураторские проекты онлайн, и этот приобретённый во время пандемии опыт нам ещё не раз пригодится.
Конечно, в такой практической сфере, как кураторское дело, дистанционное образование не всегда заменяет непосредственное общение, по крайней мере пока. С другой стороны, 20 лет назад мы не могли себе представить, что показы можно проводить онлайн, например. А ещё через 20 лет эта сфера поменяется кардинально. В каком–то смысле это отличный опыт для наших выпускников сегодня. Жизненный.

На факультете учится много иностранных студентов, а программы предусматривают учебные поездки в иностранные вузы–партнёры. Ограничения во многих странах до сих пор не сняты. Здесь вам удалось решить вопрос?

— Все коллективные заграничные поездки для наших студентов с весны 2020 года были прекращены в целях обеспечения безопасности, однако индивидуально сохранялась возможность поехать на стажировку или кратковременное обучение в другие университеты. Длительность этих поездок — от нескольких месяцев до одного академического года. Студенты факультета за весенний и осенний семестры прошли обучение в университетах Голландии, Германии, Швеции, Эстонии, Литвы и Италии.
Удалось наладить работу с иностранными студентами, которые проходили обучение по обмену и были вынуждены покинуть Санкт–Петербург в марте 2020–го и вернуться в свои страны. Сложно было переориентировать расписание с учётом различных временных зон, чтобы все смогли завершить семестр, получив полный объём знаний, но нам это удалось.

2020–й вынудил высшее образование массово внедрять цифровизацию. Казалось, что в авангарде будут технические вузы, а не гуманитарные. Насколько радикально вам пришлось перестраиваться?

— Нужно сказать, что дистанционные образовательные платформы появились у нас лет десять назад, мы были одними из первых в университете и в России, кто взял на вооружение высокие технологии. У нас ещё с начала 2010–х годов действует платформа дистанционного образования Sakai, сейчас освоили Blackboard, Microsoft Teams и, конечно, Zoom.
Так что, когда началась пандемия, наш факультет был готов к работе в дистанционных форматах. Конечно, кому–то учиться дистанционно не по душе, но, когда работа идёт в группе, этот дискомфорт можно, насколько возможно, компенсировать более открытым и интенсивным профессиональным общением.
Опыт работы в условиях пандемии, безусловно, обогатил нас новыми навыками и умениями, которые ещё не раз пригодятся нам в будущем.
Конечно, на мой вкус, ничто не заменит личного общения в аудитории. Но обстоятельства в минувшем году были сильнее наших желаний.