Огненный редевелопмент "Невской мануфактуры"

Автор фото: Сергей Ермохин

Пожар на "Невской мануфактуре" стал крупнейшим ЧП за последнее время в Петербурге. Впрочем, может стать и крупнейшим скандалом на девелоперском рынке. Дело в том, что участок под мануфактурой на Октябрьской набережной, 50, готовился под застройку. Но была одна проблема — комплекс построек фабрики товарищества шерстяных изделий "Торнтон" был внесён КГИОП в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения. А значит, его застройка сопровождалась бы сложностями и невозможностью снести здание. Теперь после огненного редевелопмента этих проблем может не быть.

"Невская мануфактура" основана в 1841 году английским купцом Джеймсом Торнтоном. На фабрике были налажены прядильное, ткацкое, отделочное производства, выпускались ткани, одеяла, пледы, платки. После национализации и нескольких переименований в 1938 году предприятие получило название "Комбинат тонких и технических сукон имени Тельмана". В 1991 комбинат приватизируется и становится "Акционерным обществом закрытого типа "Невская Мануфактура" с частной формой собственности, а в 1996 году создаётся открытое акционерное общество "Невская Мануфактура". С 1 января 2007 года производство текстильных товаров на предприятии прекращено, и до последнего времени оно занимается только сдачей в аренду свободных производственных и офисных помещений.
Контроль за АО "Невская мануфактура" Алексей Устаев (участник Рейтинга миллиардеров "ДП") получил в 2014 году, когда его дочь Аида Устаева стала владельцем 64,3622% обыкновенных акций общества. В 2015 году владелец "Викинг банка" саккумулировал уже 99,04%. В январе 2021 стало известно, что Устаев получил гражданство Италии. В помещениях "Невской мануфактуры" у него размещено ещё одно бизнес-направление. Под торговой маркой "ПриватСклад" он предлагает услугу хранения личных вещей и мебели в персональных складских боксах, их общая площадь превышает 3 тыс. м2. Одноимённое юрлицо, по данным ГИР Бухгалтерской и финансовой отчётности, по итогам 2020 года получило чистую прибыль в 11 млн рублей.
Как рассказывают участники рынка, в последнее время территория готовилась под редевелопемент. Так, в ноябре прошлого года миллиардер Людмила Коган получила 52,5% долей в компании "Невское наследие", которая готовит проект редевелопмента этой территории. Концепция, подготовленная "Студией 44" Никиты Явейна, подразумевала строительство жилья площадью 330 тыс. м2, включая квартиры–лофты в здании фабрики, социальной и коммерческой инфраструктуры, а также яблоневого сада в центре квартала. В прошлом году КГА согласовал увеличение высотности для будущего квартала до 65 м. Разрешение на строительство, по данным Службы госстройнадзора, пока не выдавалось. Между тем в БФА-Девелопмент (которая является основной девелоперской структурой госпожи Коган) заверили "ДП", что не имеют отношения к "Невской мануфактуре".
В январе 2015 года "Комплекс построек фабрики товарищества шерстяных изделий "Торнтон", расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Октябрьская наб., д.50, литера А, подлитеры А-5, А-6, А-15, в составе: "Главный производственный корпус с водонапорной башней" (Санкт-Петербург, Октябрьская наб., д.50, литера А, подлитеры А-5, А-6, А-15); "Дом владельца" (Санкт-Петербург, Октябрьская наб., д.50, литера А); "Дымовая труба", был включен в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения. Именно сегодня, 12 апреля, загорелось это здание. Площадь пожара достигла 10 тыс. м2. Впрочем, площадь самого здания составляет более 100 тыс. м2.
По оценке Валерия Трушина, руководителя отдела исследований и консалтинга IPG.Estate, реконструкция сгоревшей части может обойтись в сумму от 40 тыс. за м2 и выше. "В данном случае объём инвестиций будет зависеть от нескольких факторов. Во-первых, насколько увеличится площадь пожара. Во-вторых, насколько сильно пострадает незатронутая пожаром часть зданий", — говорит он.
Как поясняют участники рынка, пожар упростит редевелопмент территории. "С КГИОПом будет проще согласовать приспособление сгоревшего здания, да и само здание проще воссоздать с новыми функциями, чем реконструировать", говорит один из экспертов. В то, что пожар возник специально, участники рынка не верят: "скорее всего, что-то пошло не так".
Как заявили в КГИОП, по закону собственник будет обязан воссоздать историческое здание. "Но пока никакой дополнительной информации по ущербу, нанесённому объекту культурного наследия, у нас нет. Ждём пока пожар будет потушен", — заявили в комитете.
По мнению участников рынка, доля вины города в этом пожаре есть. "Власти очень долго согласовывали и продолжают согласовывать проект. Девелопер был готов приступить к реновации уже давно и тогда никакого пожара бы не случилось", — отмечают собеседники "ДП".