Болезненная трансформация: авиаотрасль сверхмедленно выбирается из кризиса

Автор фото: Лидия Верещагина

Пандемия превратила авиаотрасль из довольно рентабельной в глубоко дотируемую. На полное её восстановление может уйти не один год.

Почти двукратное снижение пассажиропотока и многомиллиардные убытки перевозчиков — главные итоги влияния пандемии на гражданскую авиацию.

Сплошной минус

Минувший год, да и начало нынешнего, стали самыми тяжёлыми для отрасли. В апреле–мае 2020–го она, можно сказать, остановилась. Так, если в 2019 году за эти 2 месяца в аэропортах России было обслужено 35 млн человек, то в 2020–м — 3,3 млн. Из них 3,2 млн пассажиров воспользовались внутренними рейсами (–86%) и всего 79,3 тыс. — международными (–90%).
Залы воздушных вокзалов частично пустовали в июне, и только в июле началось локальное оживление. Наплыв путешественников зафиксировали в аэропортах Сочи, Анапы, Симферополя и других курортных городов. Однако с окончанием пляжного сезона и одновременно приходом второй волны распространения коронавируса пассажиропоток вновь пошёл на спад.
Результаты года для отрасли плачевны. Авиакомпании перевезли 69,2 млн пассажиров против 128,1 млн в 2019–м. Финансовые итоги года раскрыли пока лишь около трети компаний. Самые большие убытки (123,2 млрд рублей) — у группы "Аэрофлот". С плюсом завершили год только "Победа", "Азимут", "Алроса", "ИрАэро" и "РусЛайн". Суммарные потери отрасли можно будет оценить после обнародования итогов S7, которая вышла в лидеры по числу перевозимых пассажиров. Но, по мнению экспертов, речь идёт о суммарных потерях примерно в 200 млрд рублей.
"2020 год для нас действительно стал убыточным. Регулярные рейсы в период карантинных ограничений в регионах были отменены. Как и у многих российских авиакомпаний, снизился объём перевозок. В среднем по году — на 35%", — подтверждает генеральный директор авиапредприятия "Северсталь" Николай Ивановский.

Третья волна накрывает Европу

Начало нынешнего года ситуацию радикально не исправило. В январе–феврале перевезено 4,99 млн пассажиров — на 37,4% меньше, чем за тот же период 2020–го. Из топ–10 компаний по пассажиропотоку с плюсом январь–февраль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года закончили лишь "Победа" и "Азимут". А вот у "Аэрофлота", к примеру, более чем 60%–ный спад.
Драйвером стабилизации ситуации может стать тяга россиян к отдыху на море. В III квартале начнётся рост пассажиропотока на внутренних рейсах, предполагают эксперты. Темпы и структура восстановления будут зависеть от мировой повестки.
Так, если появится возможность полететь на зарубежные курорты, то россияне, насытившиеся за последний год внутренним туризмом, точно её не упустят.
"По региональным направлениям может быть достигнут уровень 2019 года. Но нельзя забывать о взаимосвязи с международными перелётами. Если откроются какие–то популярные страны, то случится равноценный отток с внутреннего рынка. Люди, которые в прошлом году отказали себе в отдыхе в той же Турции, поедут туда в этом году", — считает вице–президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Борис Шокуров.
Возврат к доковидным объёмам по международным перевозкам маловероятен, добавляет авиаэксперт. Наверстать упущенное едва ли удастся даже после повсеместного открытия границ. Впрочем, до этого слишком далеко: Европу продолжает накрывать третья волна распространения коронавируса.

Сложили крылья

Убытки авиаперевозчиков вызваны во многом дороговизной обслуживания техники. Сюда входят оплата парковки, сервисные работы, консервация воздушного судна. Ключевой статьёй расходов является зарплата лётного персонала.
"Прошлый год был невероятно трудным для авиакомпании, — рассказывают в пресс–службе Smartavia. — Был момент, когда наши перевозки свернулись до трёх–четырёх рейсов в день, а во время первой волны пандемии авиакомпания была выведена в вынужденный простой. Самым сложным было сохранить стержень веры у людей — персонала, пассажиров, у всех, кто был в центре этого глобального катаклизма".
Спасти отрасль от массовых банкротств государство попыталось с помощью субсидий. На поддержку авиакомпаний из федерального бюджета был выделен 21 млрд рублей, аэропортов — 10,6 млрд. Авиакомпании получали господдержку из расчёта сначала 365 рублей, а потом 685 рублей за каждого "потерянного" по сравнению с 2019 годом пассажира. Однако денежные компенсации позволили лишь частично покрыть убытки.
С 2021 года субсидирование остановлено, но Росавиация предлагает его возобновить. Формула поддержки (685 рублей за "потерянного" пассажира), видимо, останется прежней. Глава Росавиации Александр Нерадько в интервью "Российской газете" сказал на днях, что объём финансовой помощи авиакомпаниям за январь–апрель 2021 года может составить 8,2 млрд рублей.
По его словам, рассматривается вопрос и о возобновлении господдержки аэропортов. "С учётом прогноза восстановления пассажиропотока в 2021 году, по предварительным расчётам, размер суммы субсидии, рассчитываемый по ставке 195,4 рубля за каждого “потерянного” пассажира 2019 года, составит за I квартал 2021 года около 3,1 млрд рублей, на период первого полугодия — более 5 млрд рублей", — отметил он.

Цены пошли вверх

В борьбе за выживание авиакомпании переориентировались на внутренний рынок. Цены на билеты поползли вниз, в результате чего кредиторская задолженность перевозчиков стала расти ещё больше. Минимальные тарифы в совокупности с низкой загрузкой кресел не покрывали все затраты.
"Если ни одна авиакомпания не сошла с дистанции в пандемию, это не значит, что гарантированно удастся сохранить такую ситуацию на годы вперёд. Ранее были банкротства перевозчиков и при менее неблагоприятных внешних условиях. А очень серьёзный накопленный объём долгов — опасное явление для финансовой устойчивости отрасли", — объясняет исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
Впрочем, в последние недели стал происходить ощутимый скачок стоимости авиабилетов. "Тарифы, очевидно, будут расти как на внутренних, так и на международных авиалиниях. Думаю, что грядущим летом авиаперевозчики постараются максимально заработать на отложенном спросе", — прогнозирует финансовый аналитик портала Angry Bonds Николай Дадонов.
С другой стороны, коронакризис больно ударил по бюджету россиян, и позволить себе купить билет по завышенной стоимости сможет далеко не каждый. "Авиакомпаниям нужно не переборщить в погоне за прибылью, — предостерегает генеральный директор Ассоциации агентств воздушного транспорта Сергей Демиденко. — А пассажиру нужно быть терпимее. Например, приобретя билет у лоукостера, пассажир жалуется, что нельзя бесплатно выбрать место. Нужно выбрать один “пряник” из двух, ведь ты уже сэкономил. Дай же возможность и лоукостеру заработать на дополнительных услугах".
Основатель портала Kupibilet.ru Сергей Пирожников отмечает, что "глубина" покупок, сократившаяся в прошлом году, не восстанавливается. "Из–за стихийного и непланируемого закрытия границ путешественники предпочитают покупать туры в самый последний момент, опасаясь отмены рейсов или невозврата денег за бронь отеля", — поясняет он.