На зарядку становись: Смольный активизирует проектирование парка электробусов

Автор фото: ТАСС

Власти Петербурга планируют приступить к проектированию парка электробусов.

О том, что в Красногвардейском районе Петербурга появится специализированный парк для электробусов, пока не очень популярных у нас, в отличие от Москвы, впервые заговорили весной 2020 года. Этой зимой глава района Евгений Разумишкин подтвердил, что на месте свалки на Индустриальном проспекте, которую планируют ликвидировать в 2021 году, появится первый электробусный парк на территории Северо–Западного региона.
"В настоящее время готовится конкурсная документация на разработку проекта парка электробусов. Проектирование планируется за счёт средств бюджета Петербурга. На данной стадии работ обсуждать более детально данный вопрос преждевременно", — прокомментировали "ДП" в пресс–службе комитета по транспорту.
Точных сроков проведения конкурса не назвали и в ГУП "Пассажиравтотранс", которому нужен парк. Впрочем, там заверили, что документация находится на проверке в комитете госзаказа и в ближайшее время конкурс объявят. Предполагается, что будущий парк вместит более 400 электробусов. По некоторым оценкам, потребуется от 3,5 млрд до 4,5 млрд рублей инвестиций.
По мнению представителя движения "Транспорт и горожане" Даниила Субботина, "ситуация сложилась непонятная", и пока преждевременно всерьёз говорить об этом проекте.
"Во–первых, нет выделенной территории под парк, а такие вещи заранее закладываются. Во–вторых, нет понимания с инвестором, и на ровном месте он образоваться не может. Третий момент: сейчас мало подвижного состава, а тот, что производится по технологии с ночной зарядкой (именно ей планируют отдать предпочтение. — Ред.), либо себя ещё не зарекомендовал, либо не прошёл необходимую сертификацию. Непонятно, кто из производителей может за это взяться, особенно в большом количестве", — прокомментировал "ДП" Субботин.
Собеседник "ДП" на рынке пассажирских перевозок полагает, что говорить о способе реализации проекта за счёт бюджетных средств или путём привлечения частных стоит и вовсе только после разработки проектной документации. Одна из возможных схем ГЧП — закупка городом подвижного состава у изготовителя в обмен на его инвестиции в парк.

Техникой возьмёте?

Тем не менее в ПК "Транспортные системы" (ПК ТС), которую связывают с "Трансмашхолдингом", изданию подтвердили свою заинтересованность в этом проекте.
"Мы не занимаемся проектированием, но у нас есть партнёры, которые работают в этом направлении. Строить парк самостоятельно мы тоже не планируем. Готовы рассматривать возможность своего участия, например, в качестве поставщика подвижного состава и необходимой для него инфраструктуры (зарядные станции, станции техобслуживания). Понимая, что город рассматривает строительство парка электробусов, мы предлагаем свой продукт", — прокомментировали в ПК ТС.
Среди интересантов может быть и другой производитель электробусов — холдинг "Бакулин Моторс Групп", предполагают собеседники "ДП" на рынке. Сейчас в Петербурге "Пассажиравтотранс" выпускает на рейсы до девяти электробусов Volgabus именно этого производителя.
К тому же в 2017 году холдинг был готов стать инвестором частного автобусного парка на севере Петербурга. На вопросы "ДП" о парке электробусов там не ответили.
По данным "ДП", в Смольном присматриваются и к компании "МАЗ", которая вовсю улучшает свою модель электробуса.

Не как в Москве

Тем временем "Пассажиравтотранс" (ПАТ) строит планы по закупке электробусов.
"В 2021 году “Пассажиравтотранс” не планирует закупку электробусов и проведёт испытания новейших образцов различных производителей, в том числе европейских. Закупка планируется в 2022 году. Принять участие в аукционе смогут все производители, представленные на рынке Таможенного союза. Предприятие, со своей стороны, продолжит развивать проект, поддерживая общемировой тренд повышения экологичности транспорта", — прокомментировали в пресс–службе ПАТ. Там также отметили, что и перед закупкой первой партии электробусов ГУП проводил тестирование различных образцов, что "позволило выбрать наиболее приемлемую для города схему ночной, а не ультрабыстрой зарядки с длительным запасом хода (не менее 240 км)".
"Эта схема не требует дополнительной инфраструктуры и затрат, связанных с потерей рабочего времени водителей во время зарядок на остановках, а также обеспечивает мобильность автобуса и не нарушает визуальный облик города", — сообщили в ПАТ, отметив, что этот подвижной состав, в отличие от московского, считается zero emission: отопление работает от электричества, а не от дизеля.

Выбор большой

Сборку электробуса с ночной зарядкой, который к тому же будет сочленённым ("гармошка"), на своём заводе в Петербурге сейчас как раз заканчивает ПК ТС. Машина сможет преодолевать до 250 км. По мнению экспертов, этот производитель больше ориентируется на столицу, потому что "гармошка" — пожелание именно Москвы. Однако на предприятии говорят, что готовы работать со всеми.
"Мы ведём переговоры с регионами, в том числе с Петербургом, рассматриваем технические требования для Москвы. Подтверждений о заказах сегодня нет, потому что это будут тендерные процедуры. Поскольку основная площадка у нас находится в Петербурге, в первую очередь будем позиционировать свой электробус как петербургский продукт. Примет ли город решение о закупке нашего подвижного состава, мы ручаться не можем", — прокомментировали "ДП" в ПК ТС.
Компания до сентября 2021–го планирует получить "Одобрение типа транспортного средства" (ОТТС) на свой электробус, по сути, сертифицировать его. "В мае мы закончим производство, соберём в Петербурге и отправим на полигон для испытаний. После чего сможем получить ОТТС. Сразу после этого будем готовы приступить к массовому производству и выполнению заказов", — уточнили в компании и отметили, что стоимость машины пока не определена.
Напомним, электробусы Volgabus Петербург купил по 21,4 млн рублей за штуку. Сейчас, по словам экспертов на рынке, стоимость обычного электробуса составляет уже более 30 млн рублей. Соответственно, "гармошка" обойдётся в 40–50 млн рублей.
Свой электробус с ночной зарядкой, уже сертифицированный, есть у белорусского МАЗа, его даже тестировали в Петербурге в прошлом году. Целая линейка электробусов у ещё одного белорусского производителя — "Белкоммунмаш", однако все машины работают от быстрой зарядки. Электробус–гармошку сейчас разрабатывает и ПАО "Нефаз" (входит в группу "КамАЗ"), одиночные машины которого с надписью "Это электробус" заполонили Москву, как и аналогичные машины ЛИАЗ от группы "ГАЗ". ОТТС на модели с ночной зарядкой у этих производителей нет. Электробус–гармошку разрабатывает и вологодская "Транс–Альфа".