Дело техники: торговля в Петербурге оживает после коронакризиса

Автор фото: ТАСС
Автор фото: ТАСС

В Петербурге открылись магазины ещё двух сетей бытовой техники и электроники. И это притом что рынок давно сформирован крупными игроками, которые постепенно уходят в онлайн.

За последние 2 месяца в торговых центрах города открылись первые магазины федеральных сетей "Премьер Техно" и "Технопарк". Они заработали в ТРК "Питер Радуга" и в ТК "Невский центр".
"Технопарк" заменил в "Невском центре" магазин "М.Видео", который размещался там около 10 лет. Сеть "Технопарк" работает с 1992 года и сейчас имеет более 80 магазинов в Москве, Казани, Ростове–на–Дону и других городах.
"Премьер Техно" также давно существует на рынке — с 1997 года. На данный момент работают магазины в Москве, Московской области, теперь и в Петербурге.
Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская считает, что новым компаниям сложно закрепиться на рынке, но в прошлом году сложилась выигрышная ситуация с торговыми площадями.
"Новым компаниям приходится конкурировать и в офлайне, и в онлайне, что усложняет задачу. Кроме того, в Петербурге уже работают все крупные российские игроки: “М.Видео–Эльдорадо”, DNS, “Связной”, “Ситилинк”, re:Store, фирменные магазины брендов Sony, Redmond, Samsung, плюс интернет–магазины и маркетплейсы", — говорит Синявская.
По её оценке, "М.Видео" по итогам прошлого года в Петербурге и Ленобласти занимает 13–14% рынка, на DNS приходится 21–23%. Подсчёт производился без учёта онлайн–продаж.
По собственной статистике компаний, выручка всей сети DNS по итогам 2020 года составила 514,3 млрд рублей, группы "М.Видео–Эльдорадо" — 505 млрд рублей (на 15% больше, чем в 2019–м).
По данным Colliers, в начале 2020 года на основных торговых коридорах располагалось восемь магазинов техники и электроники, среди которых были такие бренды, как BORK, Miele, Nespresso, re:Store, Samsung и несколько небольших магазинов. После снятия большинства коронавирусных ограничений в третьем квартале 2020 года был открыт DNS на Невском проспекте, 96.
"По итогам четвёртого квартала 2020 года мы наблюдали уже 12 магазинов. Так, был открыт заявленный в третьем квартале BORK, DNS запустил ещё два магазина", — дополняют в компании.
DNS продолжает осваивать регионы Северо–Запада: с начала года компания открыла ещё четыре точки в Петербурге и Ленобласти и несколько магазинов в Калининградской области.
В пресс–службе компании Redmond рассказали, что прошлой весной они были вынуждены принять решение о закрытии нескольких магазинов сети с невысоким потенциалом.
"Расчёт был на то, что лучше в начале локдауна фиксировать определённый уровень убытков от таких торговых точек и свернуть их работу. Это позволило не увеличивать отрицательный финансовый результат по сети и сохранить в первую очередь сотрудников", — отмечают в компании. Финансовые показатели Redmond в 2020 году были достигнуты за счёт онлайн–продаж, которые выросли относительно 2019–го почти на 80%.
По данным исследования GfK, c января по сентябрь прошлого года доля онлайн–продаж техники в России достигла 40%, только в Москве и Петербурге — 58%. Онлайн–продажи группы "М.Видео–Эльдорадо", например, достигли рекордных 300 млрд рублей, что составляет 60% от общих продаж компании (по сравнению с 33% в 2019 году).
Генеральный директор А2 Retail Ольга Аткачис отмечает, что в сегменте электроники и бытовой техники наиболее активно развиваются направления, связанные с гаджетами. "А вот к вопросам приобретения новой бытовой техники потребители сегодня подходят более осторожно, предпочитая экономить на этой статье расходов, — подчёркивает Аткачис. — В силу этого часть магазинов сокращает арендуемые площади именно за счёт данной группы товаров, перенося их реализацию в свои онлайн–магазины".
Она также замечает, что за исключением распродаж у ретейлеров сегодня не осталось инструментов для привлечения потребителей в офлайн–магазины. Доля людей, которым требуется лично осмотреть технику перед покупкой, постепенно сокращается, так как все технические параметры, необходимые для выбора продукта, доступны онлайн. "Вероятно, через несколько лет на рынке останутся один–два крупных игрока, работающих в офлайн–формате. Остальные компании полностью уйдут в интернет", — считает эксперт.