Банк России в пятницу поднял ключевую ставку на 0,25 процентного пункта, до 4,5% годовых. Если опираться на мнения экспертов недельной давности, такое решение можно назвать сюрпризом: тогда подавляющее большинство прогнозировало сохранение ставки на прежнем уровне. Но в последние дни консенсус стал меняться на глазах, и уже в середине недели аналитики чаще прогнозировали повышение ставки 19 марта, некоторые даже не на 0,25 п. п., а вдвое быстрее, на 0,5 п. п. Председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в ходе пресс–конференции в пятницу подтвердила, что рассматривался и такой вариант.
Что же произошло в эти дни? Во–первых, вышли свежие недельные данные по инфляции. Оказалось, что индекс потребительских цен в России к 15 марта составил 5,8% в годовом исчислении, как и 9 марта. То есть повышения инфляции не произошло, но не произошло и снижения, что могло заставить ЦБ РФ задуматься: а не собирается ли инфляция задержаться на достигнутом пике, который, кстати, выше прогнозного значения 5,5%, или, не дай бог, двинуться выше?
Во–вторых, накануне, в четверг, свои ставки повысили центробанки Бразилии и Турции. То есть на развивающихся рынках из–за растущей в мире инфляции сложился некий тренд, и ЦБ РФ ему последовал.
Наконец, в–третьих, снова вышла на первый план тема антироссийских санкций. Президент США Джо Байден позволил себе в телеэфире фактически назвать своего российского коллегу Владимира Путина убийцей, что явно не добавило дружественности в и так напряжённые отношения наших стран. Уже на текущей неделе, если верить американским СМИ, следует ждать нового пакета антироссийских санкций, среди которых может оказаться запрет на покупку американцами российских гособлигаций. А это означает распродажу на рынке ОФЗ и ослабление рубля. Превентивное поднятие ставки в этих условиях станет какой–никакой поддерживающей мерой для рынка ОФЗ.
Эльвира Набиуллина отметила, что системных рисков финансовой стабильности в случае введения санкций на российский госдолг не возникнет. Но сам факт, что она об этом заговорила, не мог не взволновать впечатлительных держателей ОФЗ. Индекс российских гособлигаций RGBI после этих слов чуть ускорил снижение. Впрочем, в целом реакция ОФЗ и рубля на решение по ставке была скорее нейтральной, что лишь подтверждает соответствие этого решения ожиданиям.