Не получается воевать — имитируй: политика блокировки

Автор фото: Давид Френкель
"Блокировка" офиса Роскомнадзора в Петербурге
Унас что ни день — то новый раунд борьбы российских властей с западными мессенджерами и социальными сетями. Вчера Роскомнадзор (РКН) потребовал от Google "снять в максимально короткие сроки" ограничения с документального фильма "Ржев. 500 дней в огне" на YouTube. Что "натворил" видеохостинг? Он просто поставил рядом с видео возрастную отметку "18+" и даже объяснил почему — потому что в фильме демонстрируется много мёртвых тел.
Что влечёт подобная пометка? Видео не попадёт в рекомендации видеосервиса и не будет им продвигаться. Как это называет РКН? "Нарушением ключевых принципов свободного распространения информации, беспрепятственного доступа к ней" и "актом цензуры в отношении российских СМИ".
Не забыл вчера РКН пригрозить пальчиком и Twitter. Замглавы ведомства Вадим Субботин заявил, что соцсеть будет заблокирована в течение месяца, если не удалит публикации с запрещённой информацией. 10 марта РКН начал замедлять доступ к Twitter в России из–за "контента, склоняющего несовершеннолетних к совершению самоубийств, содержащего детскую порнографию, а также информацию об использовании наркотических средств".
Причём РКН не разъясняет, что это за сообщения, кто их разместил и почему авторами этих постов интересуется Роскомнадзор, а не полиция со Следственным комитетом. Известно лишь, что некоторые сообщения датируются аж 2017 годом, а 3 марта 2021 года якобы публиковались призывы к несовершеннолетним о совершении массового суицида.
Свою вечную войну с соцсетями и видеохостингами РКН объясняет "защитой российских граждан". И граждане ответили своим властям, нуждаются ли они в этом. Ответили в опубликованном вчера исследовании ВЦИОМ. Социологи спросили, в частности, у респондентов, одобряют ли они действия государства по контролю за достоверностью информации в интернете, социальных сетях, по борьбе с ложной информацией. Самый популярный ответ — "ничего о таких действиях государства не знаю" (48%).
Наша борьба с Facebook, YouTube, Telegram и уходящим со сцены Twitter изначально не несёт никакой смысловой нагрузки, и попытки блокировки Telegram — яркий тому пример. Но продолжать создавать видимость войны необходимо. Это, без преувеличения, стало частью нашей внешней политики.