Американские компании с напряжением следят за назначениями в энергетическом блоке Белого дома, а российские автомобилисты – за цифрами на табло АЗС
Нефтяной рынок взбудоражен — на момент написания статьи Brent торговалась по цене $67,9, за неделю подскочив на 5%, а по отношению к началу февраля рост и вовсе составил 22%.
Инвесторы воспряли духом накануне встречи министерского комитета ОПЕК+, по итогам которой принято решение сохранить уровень добычи в апреле для всех стран, кроме России и Казахстана — они могут нарастить объёмы на 130 тыс. и 20 тыс. барр./сут. соответственно. Предыдущая встреча также закончилась компромиссом, который позволил России и Казахстану увеличить добычу, в то время как Саудовская Аравия компенсировала чистый рост мировых поставок своим временным сокращением на 1 млн барр. / сут.
При этом холода воспрепятствовали российской добыче достигнуть максимально допустимых на тот период объёмов. По данным ЦДУ ТЭК, с 1 по 25 февраля 2021 года средний уровень добычи нефти в стране составил 10,093 млн барр. / сут. Это на 77 тыс. барр. / сут. меньше по сравнению с январём.
Однако взаимоотношения участников ОПЕК+ не совсем гладкие. "Насколько известно, позиция Саудовской Аравии заключается в том, что надо подталкивать рост цен на нефть и дальше, а Россия хочет просто больше добывать, чтобы наращивать экспорт", — отмечает член Экспертного совета Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) Дмитрий Коптев.
Позитивный настрой на рынке поддерживается также планом по стимулированию американской экономики для восстановления после пандемии. Президент Байден предлагает направить на эти цели дополнительно $1,9 трлн.
С женской энергией
В самом конце февраля пост министра энергетики США заняла Дженнифер Грэнхолм, которая стала первой женщиной–губернатором Мичигана и возглавляла штат почти 10 лет. Теперь ей предстоит провести в США энергопереход. Насущный для нефтегазового сектора вопрос: как сложится его судьба при активно продвигаемой "зелёной" линии? В интервью Washington Post Грэнхолм прямо заявила, что выживание нефтегазовых компаний — это их личное дело.
"Многие из них это понимают. Сейчас они диверсифицируются и превращаются в энергетические компании. Например, Chevron объявил, что собирается инвестировать $300 млн в фонд для продвижения низкоуглеродных технологий. Нефтегазовые компании могли бы инвестировать в аккумуляторные технологии или биотопливо. Тем не менее всё идёт к тому, что к 2050 году мир будет требовать экологически чистых источников энергии и решений с нулевым выбросом углерода", — сказала Грэнхолм.
Дмитрий Коптев подчёркивает, что в целом назначения в сфере энергетики вызывают восторги у зелёных, но сталкиваются с серьёзной критикой со стороны энергетиков: "Это прежде всего выходцы из администрации Обамы и руководители профильных некоммерческих организаций. Та же Дженнифер Грэнхолм, чьи успехи в сфере создания рабочих мест в “чистой” энергетике в бытность её губернатором Мичигана сейчас усиленно расхваливаются, в своё время была вынуждена оправдываться за провал программы по налоговым льготам и прямым субсидиям на сумму более $1,4 млрд четырём компаниям по производству аккумуляторов для электромобилей в её штате. Тогда вместо почти 7 тыс. рабочих мест было создано всего 575, а три компании в итоге обанкротились. Но есть подозрение, что уроки остались невыученными, и даже недавний коллапс энергоснабжения Техаса никого ничему не научил. Поэтому прогнозируем, что американских нефтяников ждут непростые времена. Возможно, российскому нефтегазу это будет даже на руку".
Энергопереход в Америке ускорила пандемия. Многие компании, в том числе автомобильные, поставили перед собой амбициозные задачи по инвестициям в зелёные технологии. Основатель Microsoft Билл Гейтс уверен, что отрасли тяжёлой промышленности, использующие нефть и газ, требуют разработки и внедрения новых технологий, чтобы отказаться от ископаемых видов топлива. "Предыдущие энергопереходы происходили на протяжении столетий. А этот должен развернуться менее чем за три десятилетия — это действительно тяжёлый подъём", — сказал Гейтс Reuters.
Перестройка и рост
Петербургский нефтяной терминал (ПНТ) получил статус стратегического городского инвестора. Так, к 2029 году планируется полностью завершить модернизацию и реконструкцию "старой" части терминала площадью 11 га. В проект планируется направить 5 млрд рублей.
Изначально соглашение между Смольным и ПНТ подписали на ПМЭФ–2019, оно включало в себя не только усовершенствование имеющихся мощностей, но и возведение новых объектов по перевалке и хранению нефтепродуктов на территории Большого порта Санкт–Петербург. Общий размер инвестиций оценивался минимум в 6,5 млрд рублей, а завершить проект рассчитывали в 2024 году. Вероятно, пандемия сильно подпортила первоначальный план. Но в конце января компания сообщила, что, несмотря на мировой спад потребления нефти и нефтепродуктов, ПНТ смог увеличить объём перевалки на 16,6% (до 9,2 млн тонн). При этом доля ПНТ в общем объёме перевалки нефтепродуктов через Большой порт Санкт–Петербург выросла с 79,9 до 80,4%.
"Введение терминала по расширению номенклатуры переваливаемых грузов вписывается в повестку декарбонизации, а применение новых технологий и энергоэффективного оборудования обеспечит снижение выбросов СО2. В долгосрочной перспективе при уменьшении грузопотоков тёмных нефтепродуктов в Европу расширение мощности терминала может обеспечить рост объёмов экспорта светлых нефтепродуктов, продукции нефтехимии и масел европейским потребителям", — комментирует исполнительный директор ООО "НААНС–МЕДИА" Тамара Сафонова.
С 1 марта повысилась пошлина на экспорт нефти из России на $5,8 — до $49,6 за тонну. Пошлина на светлые нефтепродукты и масла поднялась до $14,8 за тонну (с $13,1), на тёмные — до $49,6 (с $43,8). Пошлина на экспорт товарного бензина повышается до $14,8 (с $13,1), прямогонного (нафта) — до $27,2 (с $24) за тонну. Пошлина на сжиженный газ и на чистые фракции СУГов будет нулевой, а на кокс составит $3,2 за тонну.
Так уж сложилось: российский обыватель, заслышав ненавистное слово "повышается" по телевизору, ожидает, что за этот процесс он непременно заплатит из своего кармана. И, таким образом, рост пошлин автоматически заставит расти и цены на бензин.
Дмитрий Коптев напоминает, что цены на топливо тормозятся вручную: "В России спрос на топливо неэластичен, поэтому людям приходится покупать его по существующей цене. Снижение цен на бензин и остальные виды топлива, скорее всего, не произойдёт, поскольку темпы роста цен на АЗС весь прошлый год отставали от инфляции, сдерживаемые во многом искусственным образом, а не благодаря падению цен на нефть. Что могло бы позитивно повлиять на внутренние цены, так это укрепление курса рубля. Но объективных предпосылок к такому развитию событий нет".