МегаФон: "Потребности абонентов серьёзно изменились"

В последние годы цифровизация стала глобальным трендом, изменив работ­у всех привычных индустрий, и в первую очередь телеком-отрасли. Уходят в п­рошлое традиционные бизнес-модели сотовых операторов, появляютс­я н­овые з­адачи, открываются возможности для роста. О перспектива­х работ­ы в современных реалиях, а также о том, что необходимо сегодня игрока­м рынка для сохранения лидерства, "ДП" рассказал директор по эксплуатации инфраструктур­ы и сервисов компании "МегаФон" Андрей Звонаренко.

Что сегодня востребовано на рынке сотовой связи потребителями услуг и без чего уже невозможно представить современную компанию-оператора?

— Потребности абонентов весьма серьёзно изменились. Уже недостаточно — как, скажем, 5 лет назад — высокой скорости передачи данных и широкой зоны покрытия сети. В последние несколько лет потребители массово ушли в онлайн. На этом фоне появилось огромное количество сервисов и услуг: мобильный банк, интернет-магазины, личные кабинеты, вызов такси через приложение, каршеринг и многие другие. Всё это работает на мобильной сети сотовых операторов. И сегодня пользователи хотят управлять всеми подключёнными сервисами и тарифом через единое приложение с удобным интерфейсом, поэтому при выборе оператора для них важно обслуживание на самом высоком уровне.

Директор по эксплуатации инфраструктуры и сервисов компании «МегаФон» Андрей Звонаренко
Директор по эксплуатации инфраструктуры и сервисов компании «МегаФон» Андрей Звонаренко

А что важно для бизнеса? Ведь вашими услугами пользуются и корпоративные клиенты.

— Бизнесу кроме базовых решений нужны услуги, которые позволят вывест­и компанию на новый уровень цифровизации. В нынешних реалиях это особенно важно! Сегодня от операторов требуются сервисы с ориентиром на конкретные сегменты рынка и целевую аудиторию. Важны удобный личный кабинет, программы лояльности, квалифицированная служба поддержки и высокий уровень цифровизации всех процессов — от биллинга до обслуживания.

Однако всё это будет работать в том случае, если не только создано качественное покрытие сети, но и ведётся её круглосуточный мониторинг и осуществляется управление. Для этого у нас и создан Единый центр управления сетью (ЕЦУС).

Можно подробнее, что такое ЕЦУС?

— Раньше каждый из восьми филиалов компании контролировал свою сеть самостоятельно: развивал собственные решения, подходы и процессы для мониторинга, внедрял технические решения, услуги.

В 2015 году появился ЕЦУС. Мы готовились к этому событию около 2 лет. Для нас было важно максимально плавно перейти от распределённой системы управления к централизованной. И сейчас ЕЦУС — это единое структурное подразделение в "МегаФоне", которое мониторит всю сеть страны.

Физически он находится на двух площадках: "Запад" в Санкт-Петербурге и "Восток" в Самаре. Каждая обслуживает свои локации. Оба центра идентичны и дублируют процессы друг друга, чтобы обеспечить 100%-ное резервирование функции, если потребуется временно прервать работу одного из наших флангов.

У центров единообразное техническое оснащение и внешний вид интерьера. В помещении находится 30–метровая видеостена, состоящая из 40 экранов, на которые выведена вся необходимая информация о состоянии сети: характеристики, показатели работы оборудования ключевых узлов и сервисов.

Задача сотрудников ЕЦУС — оперативно реагировать на сообщения, которые поступают в центр благодаря внедрённым зонтичным системам. Также здесь обеспечивается техническая поддержка наших клиентов, которые обращаются за консультацией в решении технических вопросов.

Есть ли примеры аналогичных центров в России?

— Конечно, у других телеком-компаний есть свои центры эксплуатации. При их создании каждый выбирал свой путь. К примеру, можно было доверить эксплуатацию сети вендору, на чьём оборудовании она построена, или создать распределённый центр с обособленными подразделениями.

У "МегаФона" свой путь, и главное его преимущество в том, что в ЕЦУС работает наш собственный персонал. Мы сами мониторим состояние всех элементов сети, интегрируем новое оборудование и модернизируем уже существующее, анализируем его работу и, конечно же, отслеживаем, чтобы всё хорошо работало.

Чего удалось добиться за 5 лет работы центр­а?

— С момента запуска ЕЦУС количество базовых станций увеличилось примерно на 35%. Причём число базовых станций с поддержкой LTE выросло почти на 60%. А значит, сейчас необходимо мониторить гораздо большую сеть, чем раньше, поэтому мы уделяли много сил, времени и внимания автоматизации процессов. В итоге, несмотря на расширение сети за прошедшие 5 лет, сейчас не более 0,5% инцидентов требуют ручной обработки и решения.

Сможет ли ваша сеть выдержать пиковые нагрузки при проведении масштабных мероприятий, к примеру, таких как предстоящий ЧЕ по футболу?

— У "МегаФона" есть опыт подготовки сети к крупным мероприятиям. Мы ежегодно и успешно обеспечиваем связь во время проведения "Алых парусов" и прочих городских праздников, в ходе которых регулярно фиксируются рекорды по потреблению трафика.

Свою эффективность ЕЦУС показал и в 2018 году при подготовке и проведении Чемпионата мира по футболу. Тогда за достаточно ограниченное время "МегаФон" развернул более 1,5 тыс. новых сервисов фиксированной связи, запустил десятки новых базовых станций и наладил мониторинг всех сервисов.

На стадионе "Газпром-Арена" и на всех прилегающих к нему территориях мы построили целую систему, в которой работали и другие операторы сотовой связи.

При этом стоит учитывать, что Чемпионат мира — 2018 стал самым мобильным в истории: более 34 млн минут разговоров, свыше 500 Тбайт трафика.

Что необходимо делать, чтобы оставаться конкурентным на рынк­е?

— Есть несколько китов успеха, о которых стоит помнить. Во-первых, это зона покрытия, что позволяет увеличить возможность предоставления услуг на большей территории и тем самым значительно расширить географию абонентов. Во-вторых, это качество предоставляемых услуг и ёмкость сети. Но самое главное — мы должны удовлетворять все потребности клиентов.

Кроме того, наша компания делает всё возможное, чтобы абоненты получали доступ к любым услугам на максимальных скоростях. В результате на протяжении 4 лет подряд "МегаФон", по оценке компании Ookla, признаётся оператором с самым быстрым интернетом.

Татьяна Евграфова Все статьи автора
1 марта 2021, 11:50 1675
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама