Не только российские комплексы Северной Венеции.
Никогда бы прежде не подумал, что некоторые так стесняются юности нашего города. Прежде гордились тем, что нас Пётр I основал и был создан лучший в истории нового времени идеальный город, просто воплощение всех мечтаний. Ан нет, теперь, оказывается, надо показать, что на этом месте не только шведская крепостца была, но и новгородское городище, и даже неолитическая стоянка. И ради этого мы легко пожертвуем убийственно неоформленной набережной Невы в районе Охтинского мыса и упустим шанс её не просто облагородить, но сформовать, что было бы лучшим продолжением традиций петербургского градостроительства.
Место это и вправду ждёт акцента — это одна из самых убогих излучин Невы. При этом с одной стороны лучшее русское барокко — Смольный собор, а с другой — дурная пустота. А за ней ещё и высотка на Малоохтинском торчит, её высоту Валентина Ивановна как–то проглядела и не подрезала. Там нужно приличное здание, и предложенное "Газпромом" — далеко не худший вариант. Но нет, крепостца нужна. Уже и проект сделали — пары недель с высшего указания не прошло.
Думаете, зря Пётр I эту крепостишку срыл? Нет. Он прекрасно понимал, что штурм воображаемого укрепления звучит мощнее, чем явь жалких стен. Орешек–то сильно мощнее будет, его и сберегли.
Так получилось, что судьба позволила провести на Охте археологические изыскания. И пыл археологов понять можно. Им, совершенно естественно, хотелось бы там всё раскопать и предъявить публике. Но показывать–то совсем немного, только земляные рвы и пара дощатых стеночек.
То есть настоящей крепости (Петропавловской) нам мало, а потому надо эти остатки музеефицировать. Но так как выглядят они не очень гоже, то лучше всего надстроить и соорудить заново. В уже предложенном проекте есть и валы, и проекции бастионов.
В этом виден типичный восточноевропейский комплекс неполноценности, когда выстраивают давно исчезнувшие бастионы, набавляя славы своей истории. В Каунасе большую крепость соорудили, теперь в Клайпеде собираются. Мы решили пойти туда же?
Ругают "Газпром" за инициативу, а сами идут по ещё худшему пути. Кто мешает небольшой участок музеефицировать и показывать под стеклом в парке у нового здания или даже в само здание инкорпорировать. В Европе десятки застеклённых раскопов с римскими стенами. Но у нас Рима нет, а потому своё откопаем.
Мне кажется, что археологи могли бы чему–то научиться на примере Старой Ладоги. Прежде там стояли руины исторической крепости, старые. Мхом заросшие, в буквальном смысле древние камни. Теперь на глазах выросли новодельные башни и стены, она стала образцово законченной моделью воображаемой фортеции, ни дать ни взять декорация для военно–исторических игрищ. Осталось только со стороны Волхова достроить — и всё, свежачок XVI века.
Город должен развиваться. Как ни крути, а "чайник" банка "Санкт–Петербург" внёс акцент у моста Александра Невского. А здесь нам плоский музей в обрамлении советских коробочек подавай.
Кажется, пандемия должна была бы показать опасность затратных инициатив, но нет. "Конюшенное ведомство" частному музею не отдадим, пусть развалится. Денег нет, а ещё один музей откроем. Даром что простому человеку там не на что смотреть будет.
Уже писал, что это место могло бы стать лучшим примером согласия градозащитников и застройщиков, первые отступились бы от раскопа, а "Газпром" — от идеи придуманной колокольни к ажурному силуэту Смольного.
Но договариваться никто не хочет. Светят большие деньги.