Александр Тупеко Все статьи автора
14 февраля 2021, 14:46 195

Помещение художеств: в Петербург возвращается мода на авторские принты

Фото: ТАСС

В квартиры и офисы Петербурга возвращаются авторские эстампы.

В России постепенно возрождается мода на украшение интерьеров художественными принтами. С распространением дешёвой цифровой печати эта культура на пару десятилетий была забыта, но сейчас люди вновь захотели эксклюзивности, плата за которую не столь велика.

Альбом с картинками. Чем хороши дизайнерские принты

Альбом с картинками. Чем хороши дизайнерские принты

236
Маргарита Фещенко

"ДП" узнал, кто в Петербурге занимается созданием малотиражных художеств и кто их себе заказывает.

Ценные тиражи

Принт — изображение, нанесённое определённым способом на бумагу или другой материал, — относительно старая форма искусства. Стоит вспомнить те же гравюры или литографии, которые в советское время издавались небольшими нумерованными тиражами.

Это, например, известный альбом линогравюр "По ленинским местам", выполненный графиком Андреем Ушиным, или наборы открыток–эстампов ленинградского художника Александра Ведерникова, которые сегодня являются филокартической редкостью.

Как раз в описании одного из таких наборов на примере автолитографии и объясняется суть и ценность того, что сегодня называется принтом. "Значение прежде всего в том, что художник сам создаёт печатную форму… К тому же весь процесс печати проходит при его непосредственном участии. Поэтому оттиски сохраняют выразительность авторского почерка, тонкость, которые свойственны лишь подлинным произведениям искусства. Возможность тиражирования делает вещь доступной и позволяет знакомить с ней не только посетителей выставок, но и более широкий круг зрителей", — написала в 1962 году искусствовед Алла Павлинская.

Примерно в то же время, когда в эстампной мастерской издательства "Художник РСФСР" печатались упомянутые открытки, в США на Манхэттене начала работу знаменитая "Фабрика" Энди Уорхола, где осуществлялось массовое производство репродукций методом шелкографии. Суть была та же, что и в СССР, — сделать искусство доступным для народа. Сам художник называл это направление "бизнес–артом".

С печатью и подписью. Принты берут верх над монотонной повседневностью

С печатью и подписью. Принты берут верх над монотонной повседневностью

332
Маргарита Фещенко

Уорхол — 400 долларов, ваш каприз — 500 рублей

Именно благодаря шелкографическим работам Уорхола принты и получили популярность в массовой культуре. Технология показала, что не обязательно делать копии картин. Отпечатанные в те годы уорхоловские принты, заверенные подписью автора, можно и сейчас приобрести на Ebay за 400 долларов и более.

Позже его методы перехватили и более андеграундные художники, которые хотели создавать доступные и недорогие предметы искусства.

"На данный момент принты печатаются любыми возможными методами: гравюра, ризография, офсет, — рассказал старший печатник петербургской типографии Private Printing Павел Дидрик. — Самой распространённой техникой, несмотря на трудоёмкость процесса, остаётся шелкография. Продукт получается не только качественным, каждую копию можно ещё и индивидуализировать, меняя цвета и толщину нанесения краски. При этом стоимость совсем невысока: при тираже, положим, 50 экземпляров стоимость одного принта для заказчика составит 500–1000 рублей в зависимости от количества цветов и формата бумаги. А ризография выйдет и того дешевле".

Готов не каждый. Пока что

По словам художника Максима Опасных, к работе с различными техниками печатной графики он пришёл в тот момент, когда ему стало интересно, как можно просто и недорого тиражировать свои рисунки. Тогда он с товарищем решил понять, что такое шелкография, и нашёл мастера, который посвятил их в тонкости трафаретной печати.

"Как выяснилось, люди не сильно интересуются вопросом, как что–либо сделано. Я всё чаще сталкиваюсь с позицией: не хочу ничего знать, мне надо так, ты профи — сделай, как я хочу. То есть не задумываясь о технической стороне вопроса вообще, — говорит художник. — В плане печати у всех есть представление об офисном принтере и о том, как с одной стороны вставляется бумага, а с другой вылезает картинка, а яркость цветов и качество отпечатков остаётся чаще на заднем плане".

По мнению художника, продвигать принты логичнее в сферах, связанных с рекламой и дизайном. Так как такие заказчики — в отличие от частных лиц — чаще понимают, что могут благодаря печатникам получить относительно недорогое и яркое украшение интерьера. К примеру, у Мастерской печатной графики Центра графического искусства Санкт–Петербургского союза художников был заказ на изображения зданий, в которых располагаются офисы клиентов. Создавались и гравюры по уже готовым рисункам.

"Сейчас в Петербурге открывается достаточно большое количество коворкингов и небольших отелей, владельцы которых хотят недорого получить авторские работы для оформления интерьеров, — объясняет архитектор–дизайнер, преподаватель школы дизайна Art and Shock Артём Степанов. — Что же касается частных заказчиков, то для их активизации необходимо хотя бы улучшение экономической ситуации, которое, с одной стороны, позволит развиваться арт–бизнесу, а с другой — большее количество людей сможет позволить себе задумываться об украшении своих домов предметами искусства".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама