"Самое первое Рождество", режиссёры – Валентино Пиконе и Сальво Фикарра.
Священник Валентино (Валентино Пиконе) и вор Сальво (Сальво Фикарра) из современной Италии волшебным образом попадают в древнюю Палестину — за несколько дней до Рождества. Их задача в данном случае — сделать так, чтобы Рождество прошло именно так, как оно и состоялось.
Словосочетание "итальянская комедия" вызывает у людей постарше известные ассоциации: в силу своей универсальности и народности, а также незамысловатого юмора эти комедии часто попадали даже на советские экраны. С тех пор многое изменилось, прежде всего в отношении "народности": итальянская комедия нынче весьма интеллектуальна, критикует сегодняшние нравы в первую очередь, но также подвергает сомнению и фундаментальные истины.
Комедия о Рождестве — это вообще сегодня звучит как вызов. Нет, конечно, это не альтернативная история — но критика стереотипных представлений о важнейших исторических событиях. Однако самое потрясающее в этом фильме — постоянное балансирование на грани парадокса. И тот и другой герой — заложники новой медиареальности, картинки, декорации — навязанного представления о жизни. И поэтому они постоянно как бы "зависают" — между рациональностью и чудом, фальшивыми декларациями и инстинктивной человечностью. Ближе к концу окажется, что вор "верует без размышлений", а вот священник, наоборот, склоняется к рациональным решениям.
Эту комедию можно назвать гайдаевской. В том смысле, что есть шутки попроще и посложнее. Поэтому в итоге смешно всем, но поразмыслить над парадоксами никто не мешает. Стоит ли идти на небольшой обман — ради высшего совершенства, высшего блага — вот одна из тем, которая ненавязчиво проходит через весь фильм.
Чем важно это кино? Во–первых, оно напоминает о фундаментальных событиях небанальным языком, причём ирония лишь подчёркивает их важность, космичность. Невозможно представить, что подобную комедию рискнут снять сегодня в России. Зато вот комедия о рабстве — "Холоп" — принята населением всем сердцем и побила в прошлом году все рекорды по сборам.
Во–вторых, фильм напоминает о том, что страдание в нашем мире никуда не делось. Когда герои с группой беженцев, спасшихся от Ирода, пристают к нынешним итальянским берегам, их встречает корабль береговой охраны, и офицер в мегафон сообщает, что "мест нет" (намёк на решение итальянского правительства в 2019 году не принимать беженцев).
Естественно, эта комедия тоскует о современной поплывшей морали. Из–за относительности всего, с одной стороны, и забронзовения известных истин — с другой, человеку опять не хватает, так сказать, личного пространства для поступка. Но одновременно фильм сообщает: чудо чудом, но и сами люди тоже кое–что могут и должны сделать. И одно другому никак не противоречит.