Письма счастья: госструктуры увеличат присутствие на рынке IT-услуг

В прошлом году госструктуры усилили свою роль на городском рынке ИТ-услуг. В 2021-м тренд будет продолжен.

Сэкономили на интеллекте

Кассовое исполнение реализации нацпрограммы "Цифровая экономика" в январе–ноябре 2020 года составило, по данным Минфина РФ, лишь 41,18%.
В 2019–м кассовое исполнение также было низким. "Это создаёт риски неполного использования выделенных бюджетных средств и, соответственно, недостижения в срок планируемых результатов", — считают в Счётной палате РФ.
Правительство, напомним, выполняет 13 нацпроектов со сроком окончания 31 декабря 2024–го. Нацпрограмма "Цифровая экономика" считается наиболее сложным "сквозным" нацпроектом. С одной стороны, он охватывает все отрасли экономики. С другой — в ней задействовано большое количество участников: одних "главных распорядителей бюджетных средств" более 40. Кроме того, нацпрограмма имеет сложную систему управления, которая предполагает активное участие представителей бизнеса и экспертного сообщества.
В 2019–2020 годах "Цифровая экономика" подверглась радикальным корректировкам. Так, с середины 2019–го в программу было внесено 94 изменения, а в федеральные проекты — примерно в 2 раза больше (данные Счётной палаты). "Такое множество изменений осложняет эффективный мониторинг реализации национальной программы", — считают аудиторы Счётной палаты.
Ожидается, что грядут ждут и новые сокращения: по сообщениям СМИ, сводная бюджетная роспись снизится с нынешних 108,65 млрд рублей до 90 млрд (что, кстати сказать, позволит повысить кассовое исполнение по нацпроекту). Оценить масштабы корректировок можно на примере обласканного властью проекта "Нейротехнологии и искусственный интеллект" (входит в федпроект "Цифровые технологии", который является частью нацпрограммы "Цифровая экономика").
Изначально "дорожная карта" "Нейротехнологии и искусственный интеллект", разработанная Сбербанком, предполагала затраты на уровне 392 млрд рублей, в том числе 57 млрд из федерального бюджета и ещё 335 млрд — из внебюджетных источников.
Вскоре эту "дорожную карту" скорректировали: планируемый объём затрат урезали до 244 млрд рублей, зато расходы федбюджета выросли до 90,5 млрд рублей (ещё 152 млрд ожидали из внебюджетных источников).
В конце 2019–го проект приняли в первой редакции; объём его финансирования опять сократился — до 120 млрд рублей (причём за счёт внебюджета, который должен был профинансировать 29,5 млрд рублей). Сейчас, по сообщениям СМИ, готовится новая редакция проекта. Она предусматривает объём затрат на "Искусственный интеллект" в размере 36,3 млрд рублей, из которых 29,4 млрд даст федбюджет, а оставшиеся 6,9 млрд — внебюджетные источники.
Таким образом, объём финансирования одного из самых "распиаренных" проектов "Цифровой экономики" де–факто срезали почти в 10 раз, при этом роль внебюджетных источников в проекте упала почти в 50 раз (6,9 млрд рублей против первоначальных 335 млрд).

Кризис власти не помеха

В прошлом году госструктуры существенно усилили свою роль на петербургском рынке ИТ / телеком–услуг. Особенно заметно это усиление в сегменте центров обработки данных (ЦОД), где, невзирая на пандемию и экономический кризис, в 2020–м было запущено сразу несколько крупных проектов с госучастием. В частности, "Ростелеком" завершил строительство петербургского ЦОД на ул. Жукова. Дата–центр на 800 стоек обошёлся примерно в 1,2 млрд рублей. (Оператор уже планирует дальнейшее развитие этого дата–центра; речь, в частности, идёт о строительстве второй очереди, что позволит увеличить количество стоек почти в 1,5 раза.)
Почти в такую же сумму — 1,2 млрд рублей — оценивалось строительство ЦОД Гознака. Дата–центр размещается в корпусах Санкт–Петербургской бумажной фабрики — филиале Гознака на наб. реки Фонтанки. (Уместно отметить, что московский ЦОД Гознака входит в состав системы ЦОД федерального Минфина.)
Также в этом году в завершающую стадию вступил проект строительства Распределённого регионального центра обработки данных (РРЦОД), который расположился в 5–м Предпортовом проезде. В РРЦОД разместятся городские и государственные информационные системы, а также архив видеозаписей с городских камер видеонаблюдения.
Наконец, по сообщениям СМИ, "дочка" "Росатома" — "Росэнергоатом" — намерена приобрести петербургский ЦОД Xelent. Ранее "Росэнергоатом" планировал с нуля построить в Петербурге дата–центр на 1000–1500 стоек. Но, возможно, вместо стройки будет сделка M&A.
Для местного рынка такая активность госструктур означает прежде всего заметное сокращение клиентской базы. Если раньше эти госорганизации арендовали ЦОД у коммерческих структур, то теперь они не только перебрались в собственные дата–центры, но и перенесли туда свои подведомственные организации. В наступившем году этот тренд будет усиливаться. Так, с большой долей вероятности свои претензии на рынок ИТ/телеком–услуг предъявят энергетики. В этом году они провели серьёзный полноценный аудит своей региональной инфраструктуры (прежде всего в Петербурге и Ленобласти).
В результате многие операторы получили "письма счастья" с требованием демонтировать линии связи с объектов энергетики.