Путешествиям быть: регионы ищут возможности для развития туризма

Автор фото: Максим Чернявский
Экскурсия из Санкт-Петербурга по "Золотому Кольцу", г. Ростов Великий.

В 2020 году в рамках программы "Кешбэк за отдых в России" было освоено 1,2 млрд рублей из предусмотренных на возврат с туристических путёвок 15 млрд. Средства будут использованы в ближайшие годы на развитие внутреннего туризма: об этом Владимир Путин рассказал в ходе "Прямой линии" 17 декабря.

По мнению представителей отрасли, в следующем году внутрироссийский туризм имеет все шансы прибавить в показателях 3–4% в сравнении с 2019-м, направлению предрекают полное восстановление. Петербург, считают эксперты, традиционно войдёт в пятёрку лидеров спроса. Будут этому способствовать и "внешние" причины: в Российском союзе туриндустрии предполагают, что границы многих стран, популярных среди наших соотечественников, могут быть закрыты до сентября 2021 года. А вот возобновления въездного турпотока — специалисты ждут уже весной.
Сегодня регионы активно занимаются поиском "магнитов" для гостей, формированием неких "карт" локальных культурных ценностей и соответствующих брендов, прорабатывают разнообразные программы и новые направления, создают совместные проекты.
Обеспечить безопасность
По словам экспертов, 2020 год довольно серьёзно скорректировал потребительские привычки: многие отдавали предпочтение менее продолжительным турам и направлениям, близким к дому — на расстояние до 500 км, люди стали тщательнее изучать рыночное предложение, принимать более взвешенные решения и уделять больше внимания безопасности. Это говорит в пользу развития автобусного туризма. Тем более, что многие операторы, которые ранее организовывали поездки за рубеж, после закрытия границ стали предлагать россиянам путешествия по стране.
Экскурсия из Санкт-Петербурга по "Золотому Кольцу". На фото: Спасо-Преображенский собор, г. Переславль-Залесский.
Автор: Максим Чернявский
"Исходя из потребностей туристов, сейчас операторы сфокусированы на безопасности перевозок, причём выигрывают предприятия, которые используют новую европейскую технику — в плане надёжности и комфорта у них есть большие преимущества", — говорит Александр Баженов, директор департамента автобусов и двигателей "Скания-Русь".
Во время экскурсии автобус становится вторым домом, и чтобы найти своего клиента, туроператоры стремятся обеспечить пассажирам высокий уровень комфорта. С этой целью мировые производители адаптируют технику для российских условий работы. Например, в автобусе шведской марки Scania установлена мощная система климат-контроля для поддержания комфортной температуры в жару и специальная подготовка автобуса — для поездок по Северным областям России. Для удобства пассажиров в салоне установлены USB-разъёмы для подзарядки мобильных устройств, эргономичные мягкие кресла с ремнями безопасности. Обязательными для автобусов марки Scania является наличие удалённой системы мониторинга и системы ЭРА-ГЛОНАСС, что обеспечивает соответствие всем существующим правилам безопасности.
Обычно путешественник и не задумывается, что даёт ему чувство безопасности в поездке. За этим скрываются технические особенности автобуса: электронные системы контроля тормозов, поддержание курсовой устойчивости, адаптивный круиз-контроль, система контроля давления в шинах, а также бортовая система помощи водителю. И это малая часть из многих современных технических решений, нацеленных на создание комфортных и безопасных условий.
Конечно, операторы при организации туров соблюдают и меры профилактики вирусных заболеваний: предоставляют путешественникам индивидуальные средства защиты, проводят обработку салонов автобусов.
Куда поедем
В регионе уже начали подготовку к активному сезону в 2021-м — так, в СМИ появилась информация, что в рамках программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Ленинградской области" в следующем году начнётся строительство двух зелёных стоянок для туристических автобусов в Волосовском и Лужском районах.
Интересные путешественникам варианты разрабатывают и в Северной столице: например, формируются новые турпродукты совместно с Карелией. Одно из перспективных направлений – первый арктический туристский маршрут, который будет проходить по историческим местам из Петербурга в Карелию, а затем в Архангельскую область.
Не секрет, что сильно пострадали во время карантина те туроператоры Санкт-Петербурга, которые ранее работали на европейских экскурсионных маршрутах. Осваивая активно внутренние маршруты, кроме классических туров, они предлагают новые программы с самобытным наполнением — интерактивные музеи и мастер-классы. Например, большим спросом пользуются туры из города на Неве в Вологду и её окрестности.
Производители автобусов готовы поддержать организаторов туристических программ, предоставляя разнообразные способы финансирования при покупке техники.
"Большинство туроператоров приобретают комплексное решение, которое включает в себя сервисные контракты и финансирование автобусов Scania от лизинговой компании "Скания Лизинг". Это позволяет новым туристическим компаниям быстро и без лишних затрат выйти на рынок, а состоявшимся участникам развивать свой бизнес, формировать новые туристические программы, — поясняет Александр Баженов. — Уверенной работе способствует наличие официальной сервисной поддержки автобусов шведского производителя по всей России от Калининграда до Владивостока и круглосуточная служба экстренной помощи Scania Assistance".
Специалисты сходятся во мнении, что перспектив у внутреннего туризма много: его популярность растёт, предполагается господдержка для инвесторов и представителей МСБ, есть интересные предложения из "сопутствующих сфер", формируются новые маршруты и инфраструктура. На данном этапе прогнозы аналитиков о восстановлении направления кажутся вполне обоснованными.